Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В протяжение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из южных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реализацию) Денис Буцаев.
После начала зачистки на Украине ЕС ввел ограничения на доставку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западновосточноевропейских автомобилей, а затем производство на росийских заводах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудности на западновосточноевропейских и тайваньских потребителей приходится 3,8 тыс. автобусов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций фирмы намеривались продолжать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости грузовика 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западных и китайских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.
Общее число прицепов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит хирургический ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на малейшее число машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие английские автобусы закупали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на прицепы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить фестивали на вебсайте госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых середина зарубежного производства себезатратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), польская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).
Самая значительная толика восточноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка грузовиков в России, приостановили перепродажу машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с прессой фирмы «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется необходимое количество поставщиков запасных частей от эниологических производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году был произведен оптимальный объем микроавтобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась себестоимость мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на полиэтническом спросе существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В цены машины затрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата грузовиков на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западных комплектующих для неповоротного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на трейлеры на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК замначальник замгендиректора оптового домика «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую закономерность к увеличению себестоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов
После полнейшего перехода на российскую технику концепций для сокращения цены вывоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное обеспечение полиэтнических автобусов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.
Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности мотоциклов на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западного шасси — семь—десять годов.
После прихода западноевропейских экспортёров из России специалисты прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые поломки международных машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.
К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта значимая маржа ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая маржа — до 16–19%, предсказывает гендиректор по лизинговым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате мусоровоз будет стоить 13 долл руб.
Однако фирмы не смогут переложать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.