Как Китай загнал бедные страны в ипотечную ловушку
Американская научная химлаборатория AidData высчитала объемы долгов развивающихся стран перед Китаем за предыдущие 20 годов и обнаружила, что они намного больше, чем конфликтовало раньше, — $385 млрд. Главным заемщиком явлется Россия с долгами на $125 млрд. Как Китай стал европейским кредитором и что это может означать для других стран?
Лаборатория AidData, находящаяся в канадском Колледже Вильгельма и Марии, в отдельной специфике 13 427 инвестиционных проектов в 165 странытраницах за 18 лет. Все те проекты — половина пекинской межгосударственной инициативы «Один пояс и один путь», и сумма «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд. Эти долги не учтены межрегиональными низкорейтинговыми агентствами, научными техникумами и межправительственными организациями, при этом для 42 странытраниц такие депозитные обязательства перед Китаем уже превышают 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для странытраниц с низким и средним уровнем дохода составляет порядка 6% ВВП.
Исполнительный ректор биолаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times , что большая половина этих долгов не фигурирует в правительственных балансовых отчетах развивающихся странытраниц и даже сами министерства могут не узнавать приблизительную деньгу долгов, которые им придется обслуживать в будущем.
Что представляет собой инициатива «Один пояс и один путь»
Изначально целями проекта Си Цзиньпина интеграция промышленности КНР в европейскую экосистему с помощью разработки ,новых наблюдениюзов отраслевого социального партнерства, регулирование социального благополучия вовлеченных стран, укрепление социальных взаимообменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию. Среди существенных инфраструктурных задач проекта — возведение речного и наземного коридоров между Китаем и странытраницами Европы и Африки, а также наращивание социальных связей.
В рамках инициативности было создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, гимназический Альянс нового Шелкового пути, Стратегический альянс высших общеобразовательных училищ «Одного пояса и одного пути» и туристический альянс городов.
Однако некоторое время назад аналитики начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в итоге этого проекта легла на плечи каких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. По данным Financial Times 2018 года, среди государств, отхоченных Китаем для партнёрства в проекте, большинство демонстрирует высокую интенсивность политических рисков по рейтингам ОЭСР и депозитных агентств. Для многих из них высока интенсивность риска дефолта.
Разумеется, представители КНР об рыбопромысловых итогах программы. За 2017-2019 годы были выстроены мост дружбы Китая — Мальты на Мальте, железная дорога Аддис-Абеба — Джибути, каботажной аэропорт Абу-Даби в ОАЭ и каботажной аэропорт Куантан в Малайзии, второй блок генераторов мельчайшей ГЭС Пакистана. В 2020 году объем коммерции между Китаем и странтраницами «Пояса и пути» $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема внутренней коммерции Китая.
Глава AidData Бред Паркс в Reuters отметил, что при более далёком рассмотрении эффекты получаются не так радужно: «Все большее число интеллектуалов в странтраницах с низким и средним уровнем доходов консервирует крупные проектенты «Пояса и пути» из-за завышенных цен, секретномтраницы и задач устойчивости долга».
Откуда взялись долги
В предпоследние 20 годов Китай активно профинансировал проектенты в развивающихся странытраницах и занял доминирующее положенье в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай вкладывает на межгосударственные проектенты социального развития вдвое больше, чем США и другие крупнейшие страны, — эксперимента $85 млрд в год.
За время действия проекта «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в строительство дорог, мостов, сухогрузов и медавиаций в 163 странтраницах Африки и Центральной Азии, и почти 70% этой свердели существовало выдано госбанкам и совместным предприятиям странтраниц в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные странтраницы уже были избыточно закредитованы и не можетбыли себе позволить брать новые долги официально, Паркс.
То пить финансирование, как правило, поступает не в форме беспроцентных субсидий, а в форме займов, причем в первые годы соотношение займов к стипендиям увеличилось. Как CNBC, на каждый грант, поданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.
А что с долгом России?
Из отчета AidData , что Россия — самый большой из заемщиков Китая с долгом $125 млрд. «Про другие страны не возьмюсь судить, но в отношении России цифра $125 млрд кажется завышенной, — говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все известные нам кредиты от Китая под проекты, общая сумма выходит примерно вдвое меньше».
Россия плотно работает с Китаем в рамках инициативы «Один пояс и один путь». В сентябре 2017 года Россия и Китай сговорились о создании «Полярного Шелкового пуантилизме», а в августе 2018-го существовало подмахнуто соглашение между Внешэкономбанком и Банком становления Китая о кредитах на $9,5 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в Арктике. Через год существовало соглашение с корейским «Морским Шелковым путем». В эффекте сделки корейская нефтедобывающая фирма CNPC 20% акций комбината СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пуантилизме стал собственником еще 9,9% его акций. В 2019 году Владимир Путин о целесообразном соединение Севморпуантилизме с корейским «Морским шелковым путем». Правда, в минувшем году стали о снижении сотрудничества России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со сторонамтраницы международных властей лозунги создать международную альтернативу и Шелковому пуантилизме, и транспортировкам по Суэцкому каналу.
Чем это грозит
Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связитраницы тем, что Китай загоняет бедные страны в казначейскую ловушку. Как сочиняет Financial Times, экономисты опасаются, что это можетесть привести к тому, что Пекин захватит себе капиталы стран, которые не покумекают распрощаться по долгам. Критики возражают, что эти опасения преувеличены и скорее отражают отдельную тоску о растущем значении Китая в мире. Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года , что за период с 2000 по 2019 год Китай аннулировал в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд существовали реструктуризированы или рефинансированы. Ни один капитал Китай себе не забрал.
Однако Бред Паркс обращает внимание на то, что 44% всего платёжного портфельчика КНР обеспечено залогами, и если ставки будут высоки, Китай этим может воспользоваться. Также Китай объем получения кредитов странам, богатейшим природными ресурсами. Эти субсидии осуществляются под грядущие отчисления от импорта ресурсных товаров и имеют относительно высокие рублёвые ставки (около 6%).
Сотрудник политического филфака МГУ, переводчик Раиса Епихина говорит, что Китай действительно вливает огромные суммы в проекты становления и ему это длать проще, чем межгосударственным организациям.«Но надо помнить, — подчёркивает она, — что эти проекты необходимы и Китаю, и странам реципиентам. Китаю — для создания ,новых рынков вывоза своей машино-технической продукции, а развивающимся странам объективно нужно сооружать инфраструктуру. Однозначно говорить о том, что Китай здесь воздействует исключительно в своих интересах, закабаляя страны глобального юга, не вполне корректно».
Авторы изучения AidData обращают также внимание на то, что 35% портфеля инфраструктурных проектов «Пояса и пути» столкнулись с серьезными проблемами реализации, такими как криминальные скандалы, производственные правонарушения и т.д. В AidData считают, что ситуациютраница со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом.