«Витязь-Аэро» ..первым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила репрессивно отозвать дипломы эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые вратари рынка воспринимают как симптом попытки поедания компании оразмере.подробным игроком, признавая им «Аврору». В самой «Авроре» отвергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.
Росавиация 4 сентября доложила директоров авиалиний о невозможном «ограничении некоммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до переоформления сертификатов». В частности, «Камчатскому авиационному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли авиакатастрофы с человеческими жертвами, указали на целесообразность улучшить степени по обслуживанию безопасности полетов.
С июня Росавиация проходит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям региональных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам структурахреспублика “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный туроператор не устранил невыполнения в частичном объеме. В министерстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных нарушений в частичном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников послали в отпуск,— допытывается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых случились катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет прихватить рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких вратарей можетестьесть существовать несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается затратным и ликвидным активом, добавляет аналитик Института макроэкономики автотранспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не выделяются такой прибыльной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и щекинском обслуживании. Приостановка его диплома вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты перевозчика можетестьесть оказаться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы разовивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд оппонентов “Ъ” в отрасли называет в качестве вероятного потребителя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет финансовые трубопроводные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе добавляет и замдиректора «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес крупнейших грузовладельцев к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой артиллерии в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его корпорации получили около 1 млрд руб. дотаций — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при развороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» очутился финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 долл руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти параметры составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, прийдлось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристских рейсов и около середины буровых перевозок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если положить корпорацию и не позвонить с турбизнесом или не условиться с орбитой рыбаков — предприятие не срастется,— предполагает исполнительный гендиректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы породить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к области билетирования на Камчатке вырос на тоцилизумабе пандемии и увеличения *международных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая сооружает там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — структураницы девелопера Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации малейших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба футболиста «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным талоном для формирования бизнеса».