Бесполетник

«Витязь-Аэро» вторым столкнулся с санкциями Росавиация

Росавиация пригрозила превентивно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые голкиперы спроса воспринимают как признак попытки пожирания фирмы крупным игроком, признавая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, далёкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.

Росавиация 4 апреля известила руководителей авиалиний о необходимом «ограничении предпринимательской организации эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому авиационному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом случились катастрофы с человеческими жертвами, указали на целесообразность улучшить меры по обслуживанию охраны полетов.

С октября Росавиация проводит перепроверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям региональных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил несоблюдения в частичном объеме. В учреждении от текстов отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в полном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников отправили в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который желает забрать рынок грузоперевозок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких вратарей можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» сохраняется сверхдорогим и ценным активом, отмечает специалист Института промышленности электротранспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не отличаваются такой убыточной негосударственной составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристских маршрутах и щекинском обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит специалист: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости перевозчика можетесть очутиться удобным для многих интересантов, которые хотели бы разовивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд собеседников “Ъ” в отрасли называет в качестве невозможного покупателя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти соображения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет сверхзадачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет некоммерческие трубопроводные рейсы, обеспечивая культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе добавляет и директор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в встрече с “Ъ” вероятный интерес крупных туроператоров к вертолетному бизнесу замдиректора авиалиний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его компании принесали около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не силится захватить. «В “СиЛА” при объёме в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая выручку — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 долл руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти приросты составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных перелётов и около трети компрессорных перевозок.

Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в преступлении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если взять компанию и не созвониться с турбизнесом или не условиться с перевозкой рыбаков — предприятие не срастется,— признаёт исполнительный замдиректора “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере билетирования на Камчатке вырос на фоне пандемии и уменьшения межгосударственных турпрограмм: «планы по развитию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиалиния «Камчатка» (учредитель — структураницы риелтора Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни выходным билетом для формирования бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *