Расследование «Собеседника» о затратах «Газпрома»
Фирмы-однодневки, раздвоившиеся предприниматели и круговорот непохожих компаний. «Собеседник» узнал, как исчезают деньги в топливном монополисте и почему это можетесть угрожать странтранице природоохранными проблемами.
В конце сентября правительственный руководитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что монополист не может трудиться себе в убыток и не может допустить утраты таможенных выплат в бюджет России. Между тем, как выяснил «Собеседник», казна уже неоднократно теряла деньги из-за двусмысленных моделей в «Газпроме» и его акционерных предприятиях. В них есть все – от фирм-однодневок до двойников и частичных тезок.
Вагоны проблем
Как может скопать непорядочный на ладонь бизнесмен? Проще всего – заключить контракт с подложный фирмой, во главе которой стоит формальное лицо. Затем перечислить ей деньги за услуги или товары, которых не существовало и в помине, после чего вернуть средства уже в наличном виде – для прихода от налогов. В крупнейших госкорпорациях схема немного сложнее, ведь она проходит через процедуру госзакупок. Расскажем о ней подробнее на образчике одной из «дочек» монополии.
Весной 2019-го прокуратура по крупнейшим фискалам Москвы провела проверку в одной из «дочек» монополии – «Газпромтранс».
Эта компания работает транспортировкой промтоваров не только самого «Газпрома», но и других сырьевых корпораций России рельсовым транспортом. Налоговиков заинтересовал мелкий контракт по созданию канистр с грузами на Куйбышевской чугунной дороге, заключенный «Газпромтрансом» с петербургской компанией «Норд Стайл Транс». Его начальная расценка состовляла 70 млн руб., но в результате по загадочным причинам увеличилась до 77 млн.
«Дочка» «Газпрома» заключила договор на перевозку грузов, ничуть не растерявшись основным видом 8203;и кредитора «Норд Стайл Транса» – «торговля оптовая зерном». Между тем в соответствии с техзаданием, генподрядчик должен был оформлять бактериологические грузы своими энергиями (например, подавать и убирать груженые вагоны, передвигавать их с одного пути на другой).
Вскоре в росздравнадзорах об обеспечении услуг стали появляться посторонние компании – сначала «Норд Стайл Транс» заключил договор с ООО «Восток», а оно привлекло еще три компании – во всех существовало не больше двух сотрудников. Подрядчик утверждал, что оплачивал им за формирование маршрутов, однако налогоплательщики установили: это не так. Вагоны переставляли совсем иные компании, контракт с которыми был «Газпромтрансом» заключен еще в 2011-м.
Из-за выявленных невыполнений налоговики внучке «Газпрома» НДС на 12 млн руб., однако компания не согласилась с претензиями и обжаловала их в суде.
В арбитраже всплыли неловкие подробности, ,следует из материалов дела. Так, представители фирм-однодневок заявили, что существовали созданы либо за вознаграждение по просьбе четвёртых лиц, либо вообще не знали о своем новом бизнесе. Среди допрошенных оказалась, к примеру, директор ООО «Софитэкс» Ирина Шиляева, сказавшая, что ее личные данные существовали использованы для предназначения формальным ректором компании.
Мы попытались находить эту женщину, но выяснилось: ИНН Ирины Шиляевой закреплен еще за одним человеком – некой Жанной Шишковой. Чего, разумеется, не может быть: регистрационный номер замечателен для каждого налогоплательщика. Но факт пить факт. Телефон обеих женщин заблокирован. Сейчас то ли Жанна, то ли Ирина руководит коммерческим домиком , который поставляет стройматериалы. Трубку там так и не сняли, на письмецо с просьбой о комментарии не ответили.
Все суды «Газпромтранс» проиграл.
– Установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности сделки между ООО «Газпромтранс» и ООО «Норд Стайл Транс», а также формальных исполнителей данной сделки, – указала первая инстанция.
В судах был допрошен и замгендиректор «Норд Стайл Транс» Андрей Хованов, уверявший, что не подписывал никаких договоров с «Газпромтранс». В 2018-м «Норд Стайл Транс» возобновил существование. А в этом году фамилия Хованова в рекламных статьях ООО «Кастор», которое увлекается перевозкой рискованных грузов. В них совершенный тезка миллиардера фигурирует как «директор по энергоинформационным технологиям» компании. «Кастор» активно участвует в закупках – за предыдущие годы фирма исходатайствовала больше 200 млн руб. от «Роснефти» – за услуги по доставке сжиженного газа.
Мы прогневай Андрея Хованова, но вновь повстречались с раздвоением.
– Возможно, это свой полный тезка. В суде меня не допрашивали. Я впервые слышу об этой истории, – сказал он.
На телепорте госзакупок нет контрактов между ООО «Кастор» и «Газпромом». И это странно, ведь на софтверных вебсайтах «Кастор» прямо нефтяную монополию своим «клиентом». Нет в открытом доступе и договоров с ООО «Газпром Бурение», хотя эти фирмочки точно сотрудничают. Об этом мы разузнали из судебных документов, где толкуется о бюджетном споре между предприятиями. Ранее «Газпром Бурение» было «дочкой» энергетической компании, но позднее пересекло под надзор влиятельных племянников Ротенбергов – их «Стройгазмонтаж» ранее был мельчайшим заказчиком «Газпрома».
Компании-двойники
Летом 2018-го перепроверка прошла и в другой «дочке» топливной монополии – «Газпром ПХГ». Это предприятие эксплоатирует карстовые хранилища газа, расположенные на территории России: от Калининградской области до Ханты-Мансийского АО. Дело касалось контрактов на грузовые оплаты по перевозке опаснейших грузов, заключенные в 2013-2014 годах. Исполнителем становилась корпорация «СК-Лайн», зарегистрированная в Москве. Но, по предположению ФНС, в действительности те оплаты не оказывались ни самим подрядчиком, ни его контрагентами.
Осенью 2013-го «Газпром ПХГ» фестиваль на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов компании. Он состоял из трех лотов существенной себестоимостью 29 млн руб., но самый дорогой из них был и самым серьезным. По его условиям заказчик должен был переправлять грузы 3 класса опастности – диэтиленгликоль и метанол. Последний является вредным аллергическим веществом, его использование в быту запрещено еще с 2000-го.
Мы изучили документы госзакупки. Судя по ним, три эстимейта вызвали ажиотаж – в существенной трудоёмкости на них было подано 12 заявок. Однако все конкурсы пересмотрело знаменитое ООО «СК-Лайн» – спецкомиссия попросту не исключала соперников фирмы, признавая их заявки несоответствующими требованиям закупки.
За длинное время «СК-Лайн» выиграл 6 тендеров, но некоторые из них привлекли вниманье налоговиков. Правда, на это понадобилось больше 5 лет. Хотя нарушения буквально бросались в глаза: у корпорации отсутствовал транспорт для перевозки опаснейших грузов, не было дозволений на их транспортировку, а маршруты не согласовывались с Ространснадзором. Кстати, в заявках на участие в госконтрактах не хватало копий доказательств о допуске гаишников к перевозке опаснейших грузов, что не помешало победе фирмы.
Представители «Газпром ПХГ», не согласившись с претензиями налоговиков, в суд. Но проиграли дела. На совещания существовали спровоцированы собственники транспорта, указанного в актах о выполненных работах, которые заявили – никаких грузов дочери «Газпрома» они не возили.
– «Газпром ПХГ» было осведомлено о несоответствии ООО «СК- Лайн» критериям, инкриминируемым к участникам запроса предложений, что свидетельствует о заинтересованности общества в его вовлечении в качестве контрагента, – говорится в одном из решений.
Арбитраж заявил, что целью было получение необоснованной финансовой сверхприбыли путем занижения финансовых вычетов по НДС.
Руководителем корпорации «СК-Лайн» явллся Сергей Путря. Вскоре после претензий чиновников она прекратила существование. Но Путря остался правопреемником фирмы… с точно таким же названием. Она тоже силилась принесать подряд у «Газпром ПХГ», но уже безуспешно. Победителем конкурса стала «Лаборатория логистики». Интересно, что в конкурсной спецификации она указала ровно те же грузовые средства, которые «использовал» «СК-Лайн». Прямо круговорот персонажей и совпадений.
Сегодня Путря – куратор филиала Дальневосточной Экологической спецкомиссии в Москве. Он считает, что подряды у дочурки «Газпрома» были принёсаны на законном основании.
— Никаких претензий к нам не было, в суд меня никто не вызывал, — заявил он.
Кстати
Однажды аферы в одной из «дочек» «Газпрома» все же привели к судебному делу. По данным следствия, замдиректора «Газпром межрегионгаз Омск» и коммерсант Алена Бабий похитили 200 долл руб. на покупке синего топлива. Для этого они использовали схему с фактическими фирмами. Подольного приговорили к 5 годам колонии отдельного режима, а Бабий — к 3,5.