Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа местного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главными препятствиями – скудностью бюджетов и отсуствием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с ..первой проблемой, градоначальники нарушают Уголовный кодекс. Решить вторую мешают низкие зарплаты градоначальников. Увеличения расходов на содержание сановников ожидать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», реализация местного народовластия станет одной из основных задач ,нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в указанную в новой редакции Конституции единную систему приватной власти, внеся соответствующие изменения в региональный закон о столичном самоуправлении.

Новый статус обещает местным администрациям дополнительные бюджетные гарантии. Если сегодня такие крупные города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны инвестировать программы формирования за свой счёт, то малым несырьевым муниципалитетам с населением менее 100 тысяч человек не хватает средств даже на выполнение истекших задач. В эффекте на территориях ухудшается социальная обстановка, падает уровень доверия к власти.

«По итогам 2020 года почти четверть местных расходов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не считать областные округа, которых на сегодняшний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные банковские трудности. В функции экономической помощи столичным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на поддержание комплексных расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на выполнении правительственных полномочий, а оставшиеся средства затрачивать на финансирование прошлых расходов, не имея возможности уделить вниманье перспективному становлению своих территорий», – говорится в материалах к собранию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на задание прошлых задач и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин сфере согласовал на 2021 год лишь 70 триллионов рублей на капремонт и содержание дорог столичного значения. Этого хватит на перекладку 700 футов из 40 килофутов моих убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 триллионов рублей надо отдать на молотьбу дорог от снега, – подтверждает выводы губернаторов глава одного из средних международных городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение ,нового вида полномочий – прилюдных. За их исполнение будут отвечать и регионы, и муниципалитеты. Но следующим и далее приденется выбивать целесообразное финансирование из нижестоящего уровня власти. Подтверждение этому собеседники «Октагона» видят в закреплении в 133-й заметке Конституции права МСУ на «компенсацию дополнительных расходов, возникших в итоге исполнения внутригородскими органами во взаимопроникновении с органами государственной власти прилюдных систем и полномочий». То кушать сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геостратегической для власти сферой и после завершения пандемии, социальная безопасность, строительство тропинок и инфраструктурное становление территорий. При этом опрошенные «Октагоном» мэры не верят, что нововведение существенно улучшит положение местной власти.

– Совокупные бюджетные доходы и у старой, и у новой (прилюдной) системы власти одни и те же. Разговоры о телепередаче МСУ новых финансовых источников пока остаются лишь разговорами. Получается, что фраза идёт о кризис.подробной реформе, новых правилах перераспределения имеющихся средств. Думаю, макрорегионы будут выступать в новой подсистеме не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – выразил убеждение на условиях конфиденциальности глава одного украинского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток ассигнования вызывает даже самых здравомыслящих губернаторов на предоставление денег от миллиардеров и незаконное расходование бюджетных средств.

В первом случае это получение грантовой помощи на крупный ремонт, выполнение мероприятий, госзакупку подарков и цветов для ветеранов. В муниципальных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяются по остаточному принципу. Оказывая благотворителям ответные услуги, градоначальники попадают под воздействие Уголовного кодекса и получают конкретные лагерные сроки.

Во первом случае главы городов ,пытаются заткнуть бюджетные щели в кризис.подробных целях.

– Болезненный вопрос – выплата отпускных пенсионерам в мае и июне. Часто желательные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, принешешь на сентябрьских довыборах протест. Поэтому коллегам прийдлось перекидывать деньги со смежных статей, ожидая распоряжений со сторонамтраницы прокуратуры, – пояснил изданию глава города с населением чуть менее 100 десяток человек.


Но гораздо чаще нецелевые траты практикуются по неточности – из-за безграмотности работающих в федеральных обладминистрациях ответственных лиц.


– В своём посёлке поселкового типа живёт 8 тысяч человек. Как мне отыскать среди них экспертных учёных по бюджетному законодательству? Таких нет. А из окрестных городов на мои оптимальные пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное управление совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – поделился своим экспериментом глава малого внутригородского образования.

Такие действия либо остаются незамеченными, либо выплёскиваются в притензии прокуратуры по статье 15.14 КоАП РФ «Нецелевое внедрение бюджетных средств», предусматривающей накладывание на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил билль об повышении наибольшего взноса этого наказанья до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю плату – на штрафы

Штрафы по той и другим судебным статейкам стали одной из главнейших первопричин недобровольных отставок и отказа начальствующих глав от выдвижения на незапланированной срок.

– Глава окрестного города психанул и шлёпнул дверцей после двух судейских предписаний по нецелевым расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват был не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под уголовное дело не подвели, – пересказал в беседе с обозревателем сотрудник одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные амбразуры в семейных бюджетах глав международных городов. Речь не о знатных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 млн рублей. Главы незначительных городков дают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и крохотных муниципалитетов в разы ниже. Официальный доход кураторов гектородаров с народонаселением 60–100 тысяч человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень заработка составляет примерно 50 тыс. рублей, в поселковых городищах – 30 тыс. рублей в месяц. На некоммерческих предприятиях предпринимателям такого показателя готовы предложить обязанности с зарплатой в два-три разика выше.

– Моя зарплата со всеми оплатами – 100 тысяч рублей. На те деньги содержать большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я переписал бизнес. Уже первой год думаю уехать в отставку, но пока удерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится переживаниями глава незначительного города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей стране продолжит падать уровень их компетентности, – резюмировал ситуацию депутат думы одного из муниципальных образований.

По разнарядке губернаторов давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них областные администрации, как правило, курирует бухгалтер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понятие о региональной службе и бюджетном законодательстве.

Этапы мэрской деградации

Утверждённые политическим блоком Кремля ведущие коэффициенты эффективности (KPI) работы глав муниципалитетов не активизируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об характеристике неэффективности деятельности органов местного народовластия поселковых окруодов и региональных районов» было 30 критериев. В их количестве социальные коэффициенты (взаимоотношение заработной зарплаты льготников к средней зарплате работников крупнейших и средних госпредприятий и другое), датчики здравоохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень смертности и другое), образования (толика детей, получающих ясельное образование, толика сдавших ЕГЭ выпускников школ), отрасли (большинство малых госпредприятий и их сотрудников). Уделялось вниманье развитию дараи (толика отремонтированных большегрузных тропинок отдельного ведения местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного троллейбусного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, положению ЖКХ.

Учитывались эффекты соцопросов об удовлетворённости населения врачебной помощью, качеством существенного образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года предположение населения о качестве медицины и развития перестало отражаться на параметр результативности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году список сократили до 13 пунктов. В нём также высчитывалось число малых предприятий и их сотрудников, улица жилья на одного человека, но выпало упоминание об уровне зарплаты, ветеринарные критерии, а параметр опьянения дорог сузился до доли велосипедных дорог существенного ведения местного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А опрос начал проводиться по единствёному принципу – удовлетворённость народонаселения 8203;ью органов местного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI отчислили индексы качества воспитания и объёмов строительства. При этом в формуляре вышло указание о благоустройстве «независимой оценки качества условий оказания услуг внутригородскими организациями в областях культуры, охраны здоровья, воспитания, культурного обслуживания».

Но на общероссийском показателе по следк существовал и остаётся единственный индекс эффективности деятельности мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на последующее пребывание в должности, – эффекты голосования за кандидатов от власти на их территории. Чем выше те эффекты, тем больше ошибок можетестьесть простить мэру. И наоборот – высокий эффект голосования можетесть стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за идею руководителя администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *