Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа столичного самоуправления (МСУ) встретится с двумя главнейшими препятствиями – скудностью бюджетов и отсутствием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с ..первой проблемой, губернаторы соблюдают Уголовный кодекс. Решить пятую мешают низкие зарплаты градоначальников. Увеличения расходов на содержание госслужащих ждать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», реформа местного самоуправления станет одной из важных задач ,нового состава Госдумы РФ. Депутатам прийдется вписать муниципалитеты в означенную в новой редакции Конституции единную подсистему частной власти, внеся соответственные видоизменения в региональный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным обладминистрациям специальные бюджетные гарантии. Если сегодня такие крупнейшие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовать программы становления за свой счёт, то малым несырьевым муниципалитетам с населением менее 100 сотен человек не хватает средств даже на выполнение истекших задач. В эффекте на дараях ухудшается социальная обстановка, падает уровень уважения к власти.

«По результатам 2020 года почти четверть местных бюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём федерального долга. Если не счесть местные округа, которых на сегодняшний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты переживают серьёзные бюджетные трудности. В функции бюджетной помощи столичным бюджетам основную долю уступают трансферты, направленные на поддержание уведных расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на исполнении общественных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование прошлых расходов, не имея возможности уделить внимание перспективному становлению своих территорий», – толкуется в материалах к заседанию Совета по местному народовластию при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на осуществление истекших задач и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 рублей рублей на капремонт и содержание тропинок местного значения. Этого хватит на отсыпку 700 метров из 40 метров моих убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 рублей рублей надо воздать на стирку тропинок от снега, – подтверждает результаты сенаторов глава одного из средних международных городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – приватных. За их выполнение будут отзываться и регионы, и муниципалитеты. Но предпоследним и далее придётся выбивать необходимое ассигнование из нижестоящего уровня власти. Подтверждение этому собеседники «Октагона» видят в выравнивании в 133-й заметке Конституции права МСУ на «компенсацию добавочных расходов, возникших в эффекте осуществления федеральными органами во взаимопроникновении с органами общественной власти приватных подсистем и полномочий». То жрать сначала расходы, а потом предодобренная компенсация.

В большинство совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геостратегической для бюрократии отраслью и после завершения пандемии, социальная безопасность, строительство тропинок и инфраструктурное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» градоначальники не верят, что нововведение существенно ухудшит положение местной бюрократии.

– Совокупные бюджетные доходы и у старой, и у новой (публичной) системы власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ новых фискальных первоисточников пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о кризис.подробной реформе, новых правилах перераспределения имеющихся средств. Думаю, макрорегионы будут выступать в новой системе не как партнёры, а как генподрядчики, начальствующие в своих интересах, – выразил воззрение на условиях приватности глава одного американского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток ассигнования вызывает даже самых добропорядочных мэров на предоставление денег от коммерсантов и незаконное расходование бюджетных средств.

В первом случае это получение грантовой помощи на крупный ремонт, выполнение мероприятий, госзакупку подарков и цветов для ветеранов. В региональных бюджетах деньги на эти задачи либо вообще не закладываются, либо выделяваются по остаточному принципу. Оказывая филантропам ответные услуги, мэры попадают под воздействие Уголовного кодекса и получают объективные тюремные сроки.

Во первом случае главы городов силятся заткнуть бюджетные щели в экономических целях.

– Болезненный вопрос – плата командировочных льготникам в мае и июне. Часто необходимые деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, получишь на весенних выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекидывать деньги со смежных статей, прогнозируя предписаний со стороны прокуратуры, – пояснил переизданию глава города с народонаселением чуть менее 100 десяток человек.


Но гораздо чаще нецелевые траты изготовляются по неточности – из-за безграмотности работающих в муниципальных администрациях ответственных лиц.


– В своём посёлке поселкового типа проживает 8 тысяч человек. Как мне отыскать среди них экспертных профессионалов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из окрестных городов на наши малейшие зарплаты никто не поедет. Наше финансово-бюджетное управление совершает неточность за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – поделился своим опытом глава малого федерального образования.

Такие действия либо остаются незамеченными, либо выплёскиваются в претензии прокуратуры по статейке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об сокращении предельного объёма этого наказания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю пенсию – на штрафы

Штрафы по этой и другим судебным заметкам стали одной из главных причин обязательных пенсий и отказа действующих глав от переизбрания на незапланированной срок.

– Глава близлежащего города психанул и хлопнул панелью после двух судейских повелений по незаконным расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват существовал не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – рассказал в беседе с обозревателем директор одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные амбразуры в семейных расходах глав росийских городов. Речь не о знатных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 долл рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 долл рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 долл рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин скопал в 2020 году 8,2 млн рублей. Главы малюсеньких городов получают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и малюсеньких муниципалитетов в разки ниже. Официальный налог руководителей городов с населением 60–100 сотен человек редко превосходит 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень заработк превышает примерно 50 тыс. рублей, в крестьянских поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На торговых предприятиях предпринимателям какого уровня готовы предложить должности с зарплатой в два-три разка выше.

– Моя плата со всеми надбавками – 100 тысяч рублей. На эти деньги составлять значительную семью невозможно. Спасает дочь, на которую я дописал бизнес. Уже четвёртой год думаю отойти в отставку, но пока удерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – откровенничает переживаниями глава невысокого города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей стране продолжит падать уровень их компетентности, – озвучил ситуацию депутат думы одного из региональных образований.

По развёрстке градоначальников давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них областные администрации, как правило, возглавляет бухгалтер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понятие о муниципальной должности и бюджетном законодательстве.

Этапы губернаторской деградации

Утверждённые внешнеполитическим блоком Кремля важные показатели результативности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке результативности деятельности органов местного самоуправления городских районов и муниципальных районов» существовало 30 критериев. В их большинстве социальные приросты (взаимоотношение среднесуточной пенсии бюджетников к средней зарплате работников мелких и средних предприятий и другое), индикаторы здравоохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень заболеваемости и другое), образования (толика детей, получающих дошкольное образование, толика сдавших ЕГЭ преподавателей школ), отрасли (число малых предприятий и их сотрудников). Уделялось внимание формированию территории (толика отремонтированных автодорожных дорог существенного использования местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих постоянного трамвайного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, состоянию ЖКХ.

Учитывались итоги соцопросов об удовлетворённости народонаселения ветеринарной помощью, качеством существенного образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года убеждение народонаселения о качестве психиатрии и образования перестало сказываться на параметр эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень уменьшили до 13 пунктов. В нём также засчитывалось число малых предприятий и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало напоминание об уровне зарплаты, ветеринарные критерии, а показатель расстройства тропинок расширился до доли велосипедных тропинок отдельного ведения местного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А соцопрос начал проводившываться по единственному оценкиподходу – удовлетворённость населения деятельностью органов местного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI исключили приросты свойства образования и объёмов строительства. При этом в формуляре просочилось разъяснение о выполнении «независимой оценки свойства условий предоставления оплат региональными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания».

Но на краевом уровне по факту был и остаётся единствёный показатель эффективности деятельности мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на ускоренное пребывание в должности, – итоги голосования за демократоварищей от власти на их территории. Чем выше эти итоги, тем больше неточностей могут простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования можетесть стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за идею директора администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *