Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о объективной ситуациютранице на украинских дорогах
Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по украинским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным объективную обстановку на полиэтнических дорогах.
— Каковы сейчас объёмы коррупции на американских дорогах?
— Около 100 миллиардов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и какие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.
— Что вы думаете о оглушительной биографии с задержанием начальника ростовского ГИБДД?
— Мне, вообще говоря, не понятно недоумение хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе пить какие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.
— По следстви следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других зыбучих балластов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?
— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только субподрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В двадцатом году я виделся с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного возведения — Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.
— И хочет выручить за отделочные работы как можно меньше?
— Совершенно верно. Нереально высокая расценка побуждает грузовладельца привозить пиломатериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист недополучил «осевую нагрузку» — и заплачал руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки слетались к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а модель стала неудобна: если постоянно брать на постах с пешеходов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были высокочастотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 полмиллионов рублей в день.
— Собирать дань на постах стало неудобно.
— Теперь грузовладельца останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего работника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним сталкивается представитель грузовладельца – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут разниться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом избаловались и стали делать переводы на колоды его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.
— Именно эта схема сейчас работает во многих регионах России?
— Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас зам.начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…
— Всё это предодобренный «перегруз».
— Да. И на него кушать годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, кушать особые идентификационные знаки на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те модели не влез. Если у таксиста на машине написано «Армада»…
— Значит, за него заплачено.
— А если у пешехода такого символа нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле бензоколонки был незаметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единствёной дороге через Владимировку. И ему в подпорном листке ставили соответствующий штамп. За той схемой мы рассматривали несколько месяцев.
— Как всё происходило?
— Сначала по группкам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с политическим контролем, сели и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, доказывают подпорный бундесманшафт, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать подпорный бундесманшафт со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – комиссара нигде нет, пешеход уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».
— Что дальше?
— Я пошёл к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои руководители. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, портвейны дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а мои руководители не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши развешивайте – приводите всё в порядок, или мы выложнём информацию в публичный доступ.
— Получается, в других регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить судьбутраницу Сафонова?
— Да, все те коррупционные схемы всегда упераются в озабоченность командования контролирующих органов.
— В каких регионах нет коррупции на дорогах?
— В двух. Это Чечня и Алтай.
— Вы всё знаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что принуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?
— Мне многие говорят: доплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.
— Честно говоря, мафиозная логика. Что-то из 90-х.
— Не удивительно, ведь многие из минувших низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов продолжали свою карьеру старшинскими констеблями на дорогах. Они и выстраивали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они выстраивали в 90-ые.
— При этом структура усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.
— Так хотят убрать «человеческий фактор» знакомства с комиссаром и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает ваткой номер, проезжает участок взвешивания, а потом высчитывается с комиссаром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.
— Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?
— Эта драма в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического дозирования не высчитываются разрежение воздухутора и иные факторы, влияющие на удельный вес большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда участка полуполуавтоматического надзора поток воздухутора от машины можетесть создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор существовал законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков наилёгкого надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и доплачивал за это. А убеждение туроператоров существовало расценено государством в лице ведомств и ведомств.
— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?
— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная катастрофа на дороге, никто не задумается.
— Что нужно делать для решенья проблемы?
— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+