Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на американских дорогах
Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный турнир по украинским тропинкам вместе с общественниками. «Собеседник» рассмотрел с Владимиром Матягиным конкретную ситуациютраницу на американских дорогах.
— Каковы сейчас объёмы секретномтраницы на украинских дорогах?
— Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы однаружмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.
— Что вы думаете о громогласной предыстории с задержанием начальника хабаровского ГИБДД?
— Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе пить такие хоромы – у начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели трудятся везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.
— По гипотезы следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других зыбучих грузов беспрепятственно смещаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?
— Это схема, которая можетесть существовать невыгодна только подрядчикам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых присутствуют ремонтные компании.
— И хочет заплачать за ремонтные работы как можно меньше?
— Совершенно верно. Нереально низкая расценка понуждает туроператора привозить цементы с «перегрузом». Сначала всё мелькало так: гаишник превысил «осевую нагрузку» — и уплатил руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки съезжались к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ обнаружили секретномтраницу в размере 5-6 рублей рублей в день.
— Собирать дань на постах стало неудобно.
— Теперь туроператора удерживают и получают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть разниться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом избаловались и стали делать переводы на карты его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.
— Именно эта модель сейчас воздействует во многих регионах России?
— Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а контрибуция берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…
— Всё это предодобренный «перегруз».
— Да. И на него пить годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные отличительные знаки на машинах – названья вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у пешехода на машине записано «Армада»…
— Значит, за него заплачено.
— А если у пешехода такого символа нет, ему говорят: бланк будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки существовал неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единствёной дороге через Владимировку. И ему в вагонном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы рассматривали несколько месяцев.
— Как всё происходило?
— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в вечернее время выдвинули туда машину с обществёным контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают вагонный листик, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам cбалансирует начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в вечернее время работаете? Тем временем незапланированной шофер подьезжает к инспектору, чтобы показать вагонный листик со штампом – боясь, что иначе его накажут, – начальника нигде нет, шофер уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».
— Что дальше?
— Я двинулся к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинетике у этого товарища: хорошо оформленный кабинетикик с дорогой мебелью, коньяки дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинетик у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а мои милиционеры не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши прибивайте – приводите всё в порядок, или мы выложнём информацию в частный доступ.
— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?
— Да, все эти коррупционные схемы всегда уперются в заинтересованность командования контролирующих органов.
— В каких регионах нет преступности на дорогах?
— В двух. Это Чечня и Алтай.
— Вы всё помните о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что побуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?
— Мне многие говорят: выплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.
— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.
— Не удивительно, ведь многие из теперешних низких офицеров ГИБДД и иных контролирующих органов начинали свою карьеру заурядными начальниками на дорогах. Они и достраивали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они достраивали в 90-ые.
— При этом подсистема усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.
— Так хотят отделать «человечий фактор» общения с контролёром и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с контролёром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо переменять законы.
— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?
— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не засчитываются сопротивление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный килограмм грузового автомобиля, перевозящего семя или глинистый груз. В момент выезда участка полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины можетесть создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового контроля. И те организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и оплачивал за это. А воззрение туроператоров существовало опротестовано государством в лице министерств и ведомств.
— Обычный «перегруз» – это уже объективная угроза на дороге?
— Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди гибнут от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная трагедия на дороге, никто не задумается.
— Что нужно делать для решения проблемы?
— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+