«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно увеличивает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиалиниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже рассказывала о том, что уменьшение перелётов в макрорегионах является частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В теперешнем году корпорация намерена сократить 26 наружных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение перелётов идёт частичным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая рациональность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно исследоваться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе обращение министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры мельчайших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в былом объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются акционерному лоукостеру туроператора авиалинии «Победа». Всего количество вылетов увеличивается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То жрать вылеты выгодные. Почему же компания не хочет летать по России?
Джет не супер
На ..первый взгляд ответ ложится в той самой стратегии развития «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в регионах не найдётся пассажиров, способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как раз указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина увеличения вылетов внутри России таится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип мирового авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт очутилось не много. А общественному перевозчику подеваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» жрать договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают вазомоторную фирму меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских лайнеров есть проблематики с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого неграм даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что техасцы думают согласиться от использования росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность авиалайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на этот российский лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» четвёртым трагикомическим инцидентом с человеческими потерями за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за первый год произошло как минимум восемь оразмере.подробных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала душевный росздравнадзор «Аэрофлота» о положении безопасности полётов. Если верить публикации, только в январе произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое подключение системтраницы многоканального ведения и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге показатель безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от внедрения «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том числе и с экономической точки зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно понадобится забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда оразмере.подробные восточные фирмы стали прямо воспрещать своим руководителям лететь «Аэрофлотом», после того как лётчик дал помотать руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в вираж и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат височную фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане кмнклчи устранения неполадок занимают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал тюменский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и авиарейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы приостановками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обитателям макрорегионов будут доступны косвенные ежедневные вылеты на полиэтнические курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе выглядит как искреннее желанье собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает талоны в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают открыть въезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может переменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» талоны по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная надзорная должность прямо декларировала о том, что закупка авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено межрегиональное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке отделали все рискованные покупки из подсистемы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из банковской отчётности по МСФО, долговая загрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, значительная часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь полиэтнических граждан потратиться на спасенье этнического авиаперевозчика.