«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже поведывала о том, что увеличение перелётов в регионах становится частью стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году компания намерена сократить 26 духовных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт частичным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, экая логичность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – возмущался в октябре замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе обращение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили гендиректора крупнейших корпораций Пермского края. Они умоляют сохранить в былом объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два авиарейса по данному маршруту, а ещё два наследуются инжиниринговому лоукостеру грузовладельца авиакомпании «Победа». Всего количество перелётов сокращается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То есть авиарейсы выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взгляд ответ валяется в той самой тактики формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как раз указывали, что снижается число мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, первопричина увеличения рейсов внутри России заключается совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, существовал буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу подеваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у американских авиалайнеров есть проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре американских самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что американцы помышляют отказаться от использования американских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились итальянская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность аэробуса и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследующие несколько лет, приходится именно на этот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим печальным инцидентом с человеческими потерями за предпоследующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год произошло как минимум восемь крупнейших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла духовный документ «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в апреле произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое отключение подсистемы дистанционного ведения и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том количестве и с банковской точки зрения, во-вторых, это можетесть существовать небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется засуществовать. Как это уже существовало в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо запрещать своим руководителям лететь «Аэрофлотом», после того как пешков дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют ревматическую фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю сетуют в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды устранения неполадок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».
О том, чтобы заминками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания возвратила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала августа жителям регионов будут доступны прямые регулярные авиаавиарейсы на полиэтнические курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданчиком будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе получается как откровенное намерение собрать с кондукторов побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают закрыть выезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – данная новая вспышка пандемии можетесть изменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый экологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что покупка авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке отделали все рискованные закупки из структуры бронирования. Сейчас ситуациютраница повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из бюджетной отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в свойстве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь росийских сограждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.