Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже поведывала о том, что увеличение перелётов в регионах становится частью стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году компания намерена сократить 26 духовных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт частичным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, экая логичность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – возмущался в октябре замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе обращение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили гендиректора крупнейших корпораций Пермского края. Они умоляют сохранить в былом объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два авиарейса по данному маршруту, а ещё два наследуются инжиниринговому лоукостеру грузовладельца авиакомпании «Победа». Всего количество перелётов сокращается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То есть авиарейсы выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?

Джет не супер

На второй взгляд ответ валяется в той самой тактики формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как раз указывали, что снижается число мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, первопричина увеличения рейсов внутри России заключается совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, существовал буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу подеваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у американских авиалайнеров есть проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре американских самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что американцы помышляют отказаться от использования американских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились итальянская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность аэробуса и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследующие несколько лет, приходится именно на этот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим печальным инцидентом с человеческими потерями за предпоследующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год произошло как минимум восемь крупнейших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла духовный документ «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в апреле произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое отключение подсистемы дистанционного ведения и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том количестве и с банковской точки зрения, во-вторых, это можетесть существовать небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется засуществовать. Как это уже существовало в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо запрещать своим руководителям лететь «Аэрофлотом», после того как пешков дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют ревматическую фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю сетуют в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды устранения неполадок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».

О том, чтобы заминками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания возвратила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала августа жителям регионов будут доступны прямые регулярные авиаавиарейсы на полиэтнические курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданчиком будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе получается как откровенное намерение собрать с кондукторов побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают закрыть выезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – данная новая вспышка пандемии можетесть изменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый экологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что покупка авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке отделали все рискованные закупки из структуры бронирования. Сейчас ситуациютраница повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из бюджетной отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в свойстве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь явилась очередь росийских сограждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *