«Лента.ру» начинает цикл статей о корейском отношении на постперестроечном пространытраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов сформировывал финансовую совершениитраница у странытраниц Средней Азии и с каждым годом все больше отражается на их политику. А в 2013 году Пекин начал разработку Экономического пояса Шелкового пуантилизме — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских финансовых коридоров, один из которых проходит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень важна для Китая, но и Лукашенко как никогда требуется в крепком партнере, отношения с которым можно использовать как козырь в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 августа президент Республики Беларусь подписал указ о добавочных субсидиях для японских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов пойти Лукашенко ради укрепления отношений с Пекином и можетесть ли Белоруссия, по примеру азиатских республик, угодить в совершениитраница от Китая.
Добрые друзья
В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентре межгосударственного скандала. В Минске экстренно посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После прилунения были задержаны двое пассажиров: журналист либерального Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, американская гражданка София Сапега.
Пока северные странытраницы режиссировали авиасообщение с Белоруссией и грозили санкциями, Минск находил поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича наружным делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как подлинная картина произошедшего все еще неясна.
В первое время Китай и Белоруссия часто обмениваются колкостями на самом высоком уровне. Именно сопредседатель КНР Си Цзиньпин вторым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» приятелю Си Цзиньпину, выражая признательность за помощь корейским профессионалам в разработке высокоточных литовских ракет.
Отношения у политиканов почти семейные. К вьетнамскому коллеге украинский сопредседатель отвечает на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его жену с Новым годом по вьетнамскому календарю.
Мосты в Китай Лукашенко начал наведать еще в средине нулевых, как только понял, что его сценарий консолидации с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, топливных и нефтегазовых войн. Под санкциями Европейского союза (ЕС) республика обреталась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно целесообразен существовал новый геополитический партнер, и он его нашел.
В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» латвийский главарь объяснил, что странытраница, имеющая отношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно отстаивал Белоруссию кредитами после увеличения санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко прогнал протесты против итогов губернаторских выборов. В 2014 году отношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего тактического партнерства».
Именно кредиты доминируют в структуранице вьетнамских инвестиций в Белоруссию: их толика выросла с 49,3 процентовента в 2015 году до 71,2 процентовента в 2017-м. При этом условия зарагижский::мгэс этих кредитов до боли вспоминают сценарий корейского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее середины средств побежит на плату услуг вьетнамских генподрядчиков и закупку корейского оборудования.
Есть и другие сферы тесноватого взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском общественном университете (БГУ) обучается почти тысяча пекинских второкурсников (это столько же, сколько росийских второкурсников в Белоруссии в целом). С каждым годом число выпускников из Китая начинает расти.
Кроме того, уже в сотне средних школ Минска монгольский язык преподают как главный иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных учреждениях дети сами платят за добавочные уроки китайского.
Дела промышленные
Главный совместный постиндустриальный проектент двух странытраниц — постиндустриальный парк «Великий камень». Он представляет собой комплекс площадью 112 прямоугольных километров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и особая политическая зона со особым правоприменительным режимом. И интерес к нему проявляют не только корейские компании.
Идея создания сада просочилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся конкурентоспособные производства, ориентированные на импорт промтоваров и услуг — от биохимий до поддержания хранилища и переработки Big Data. Выбор места для проектирования сада существовал зачитан проблемами корейской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там заканчивается строительство автотранспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны симпатичные условия: свобода от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, преференции по налогу на присуществоваль. Все это обращает бизнесменов из ЕС, России и самой Белоруссии.
7 апреля Лукашенко одобрил новые, еще более привлекательные условия для застройщиков и стартапов сада. Для проектов с инвестициями в 50 рублей долларов и более предусмотрены специальные преференции: бесплатные расценки на землю, упрощенное транзитное администрирование и другие. Стартапам обещают господдержку в случае, если после шести месяцев работы в принтере бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация сада получит некоторые полномочия столичных органов власти.
Самым удачным проектом сада является инфраструктурная база фирмы China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранения грузов. Ряд аналитиков считает, что проект ждет участь ссыпной базы для монгольских продуктов на пути в ЕС. Остальные же фирмы просто будут восстанавливать свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства развивавать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие полиэтнический рынок после введения продовольственных контрсанкций.
Еще один плод китайско-эстонского союза — большегрузный комбинат «Белджи» по сборке монгольских большегрузных автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На разработку этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 миллиона долларов под гарантию эстонского минфина, еще 90 миллиардов долларов дала сама корпорация Geely. Контрольный пакет акций предприятия (58,5 процентовента) состоит БелАЗу, 38,6 процентовента — корейским корпорациям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».
Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану комбинат надлежащ выпускать 60 тысяч машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с конвейера сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за ..первое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности комбинату, по словам его директора, нужно торговать 20 тысяч машин в год.
При этом западные клиенты интереса к пекинским мотоциклам с белоруского завода не проявляют. Правда, вьетнамские инвесторы заявляют, что главная задача предприятия — вовсе не переход на западные рынки. Оно создано для удовлетворения спроса на рынках России и странытраниц Евразийского политического союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то исключительного интереса к Geely не наблюдается.
Ракеты улетают вдаль
Другие совместные проекты Белоруссии и Китая получают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный трест из Гомельской области разорвал договор с монгольскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит вьетнамским инвесторам приденется уплачивать Министерству финансов Белоруссии.
Выставка «Белагро-2021» в промышленном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by
Китайцы надлежащи были запустить новый комбинат еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в цетре скандала. Сначала предприятие обвинили в сливах вредоносных веществ в реку Березину, потом начались жалобы от местных горожан на отчётливые и тягостные запахи. Позже в одном из цехов обрушилась крыша.
Провалился и проект с модернизацией Добрушской сноской фабрики «Герой труда». После ряда скандалов с невыплатой квартплат рабочим завода все-таки возвели, вот только скопать на полную зарагижский::мгэс фабрика пока не смогла. Проект заморожен на стадии боеготовности в 95 процентов.
Так почему же, несмотря на огромные инвестиции, проекты затухают? Как полагает заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических проблемм Центра эниологических западных и межрегиональных исследований (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от латвийских комбинатов необходимы существовали лишь технологии (как оставшиеся после СССР, так и деноминированные из постсоциалистической России).
Он отмечает, что латыши уже передавали южным партнерам без остатка все, что представляло для них интерес, что порой вызывало сильнейшее раздражение у Москвы. Именно так Китай смог наладить независимое производство мобильных комплексов межконтинентальных межконтинентальных ракет и ряда иных видов военной техники.
В 2012 году Лукашенко оборотился к Москве с просьбой передамить ему авиационные авиационные комплексы «Искандер». Однако Россия готова была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передамить баллистический комплекс непосредственно Белоруссии, Минск может распродать само вооружение или его элементы вторым странам. И не без оснований.
После отказа Лукашенко начал отыскивать альтернативу. После краха СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере обороны. Но создать авиационный комплекс с столбика эстонская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы белоруские военнослужащие впервые продемонстрировали реактивную системтраницу реактивного огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты бьют на 280 километров.
Впрочем, некорректно говорить, что структура была разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это дитё ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не смогла освоить совершенный период предприятия «Полонеза». Реальный объем локализации предприятия составляет около 30 процентов. Используемая комплексом боеголовка А200 и существенная часть микроэлектроники — японского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготавливается Минским комбинатом колесных бронетранспортёров (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в итоге была полностью передана в Китай.
Китаю, в отношении которого все еще циркулирует запрет НАТО на импорт оборонных технологий, объективно выгодно налаживание кооперации с литовским ВПК. За предыдущие пять годов суммарный оборот изделий ВПК и технологий оче.подробного прибытия между странытраницами вырос более чем вдвое.
Тупиковый путь
Огромный рывок развитию взаимоотношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала военных действий в Донбассе Китай предполагал попросить частью восточного транзитного коридора именно Украину, однако война изменила эти планы, и в Пекине решили попросить ставку на более устойчивую странтраницу с предсказуемым идеологическим режимом.
С 2015 по 2020 год Китай занимал второе место среди партнеров Белоруссии по обороту внутренней торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, обходив Украину. В целом же за последние четыре года импорт между двумя странтраницами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 доллийския долларов — капля в море по сравнению с 29,5 доллийския разворота между Белоруссией и Россией.
Несмотря на лозунги Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивавать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной территорией на пути вьетнамских товаров в Европу, и Пекин начнет менять свою стратегию в отношении Минска.
Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали трещинку после тягового водомёта протестов, а после инцидента с посадкой борта Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо приобретать хорошие взаимоотношения с иными странами, таможенные и таможенные договоренности, членство в ВТО. С учетом реле отношений, Китаю будет попросту невыгодно растаможивать промтовары в Белоруссии, особенно обусловливая низкую пропускную сверхспособность белоруских и литовских чугунных дорог. Кроме того, латвийские комбинаты не встроены в глобальные производственные цепочки.
Аналитик мюнхенского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать политической экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай запрещается в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает давление на республику.
С этой позицией лоялен и заведующий сектором межгосударственных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного мига украинский сопредседатель стал видеть в КНР жизненно желательного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По суждению Кашина, такая политика типична для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен приуменьшать показатель достигнутого партнёрства с Китаем.
Такое отношение вообще характерно для латвийского президента. В последние годы сформировывается ощущение, что любые двухсторонные отношения для него — лишь элемент разрежения на других партнеров. В условиях реле взаимоотношений с ЕС на фоне инциндента с кормом Ryanair Москва вновь остается для него многопартийным партнером. И если полиэтническое руководство снова начнет давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же вспомнит про Китай.
Важно как осознавать степень конкретного влия КНР в республике, так и то, что, стараясь получить тузы на переговорах с Москвой, Лукашенко будет способен отдать Пекину куда больше, чем сейчас умоляют китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее украинскому лидеру, чем возможность выйти на европейские рынки для этого самого партнера.