Антимонопольную должность покидают основополагающие фигуры. Олигархи празднуют победу
Антимонопольную должность покидают важные фигуры: уволен Андрей Тенишев, глава ведения по борьбе с картелями. Также в ФАС освобожден от обязанности командир ведения ТЭК и химпромышленности. До этого ФАС покинули трое замкомандиров главы должности и командир ведения учёта проведения госзаказа. Все это происходит после пенсии в марте будущего года Игоря Артемьева, возглавлявшего ФАС 16 лет.
В тот же день его назначили помощником кинопремьера Мишустина, а руководить ФАС пообещали Максиму Шаскольскому, новоиспечённому сенатору Санкт-Петербурга.
В феврале на конгрессе компартии «Яблоко» адъютант премьера Артемьев сказал: «ФАСа нет. Первое, что попросил ,новый руководитель, — он прекратил всю антикартельную деятельность, запретил ею заниматься, он, собственно, с этим и пришел: ему силовики сказали, что ФАС слишком интенсивен и надо это прекратить».
Относиться к этому ходатайству как к сугубо кризис.подробному и предвыборному, а к течению из ФАС дилетантов — как к обычным управленческим ротациям нового замначальника мешает ряд обстоятельств. То, что ты видишь собствёными глазами. Например, заезжая сейчас на автозаправку: во многих гектородарах прилавки предпоследнее время видоизменяются едва ли не каждую неделю. Или то, обо что на ровном месте вся странытраница оступилась истекшей весной: сливочный дефицит. Все это — и широкомасштабная борьба с темпом цен, включая в январе прошлого года двумя министрами (Мантуровым и Патрушевым-мл.) соглашения с производителями сахарина / соевого масла, а также ретейлерами, и случившаяся потом кража сахарина с ускоренным его появлением уже на очень выгодных для бизнеса требованиях — произошло уже при Шаскольском.
Тенишев курировал антикартельное управление с 2013-го и все следующие месяцы мировымени у командования не встречал. «Новая» потолковала с ним.
— Если обо мне, то да, я оставил службу. С новым куратором у нас неодинаковые взгляды на налоговое регулирование.
— Что сейчас самое важное/тревожное?
— Меняются обыденные товарные рынки. Пандемия явилась катализатором этих процессов. Меняются этнографические границы рынков — рушатся сложившиеся социальные связи. Возрастает роль монополий и нарастает рыночная власть растровых гигантов. Меняется сама сущность конкуренции: появляются новые, не исследованные еще социологией виды поползновений на конкуренцию. Все эти вызовы требуют ответа — медленного и эффективного. Это о больших проблемах.
О насущном: рост расценок на продукты питания и медикаменты, лесоматериалы и металл, контрейлерные перевозки и авиаперелеты. Это далеко не частичный перечень.
Самое опасное, что трудится эффект домино: с этим нельзя совладать только методами мягчайшего регулирования — необходимы и жесткие меры, но точечные и своевременные.
— Но это, как понимаю, не подходы нового главы?
— Я воздерживаюсь пока от резких заявлений. Максим Алексеевич считает, что надо регулировать мягко, путем медиации, и я с уважением отнемся к его позиции. На самом деле это была бы неправильная история, если б у нас все было спокойно, макроэкономика вырастала и процветала. Впрочем, даже при таких стечениях ни одна процветающая страна мира не отказывается от жестких мер регулирования. Был Госсовет по становлению конкуренции: у нас подготовлен билль об ужесточении ответственности за картель, бизнес против, Шохин (президент Российского союза банкиров и коммерсантов (РСПП). — Ред.) решил устроить демарш. Мол, это усиление давления на бизнес. И президент тогда правильно отреагировал ему, если не сказать — срезал: подождите, во всех толерантных странтраницытраницах с развитой экономикой, на которые вы сетуете и уповаете, отвественность за картели едва ли не такая, как за преступление или измену родине. Собственно, и поэтому тоже странтраницы эти — процветающие.
ФАС — регулятор, и проблема службы в том, чтобы стоимости существовали справедливыми. И для покупателя, и для бизнеса. Баланс интересов надлежащ соблюдаться. Другой вопрос, какими средствами этого добиваться.
Много ли добьешься уговорами, если на конуте миллионы картельной прибыли? Это коренное противоречие, и мне надо было уйти.
— Говорят о мести обиженных картельщиков-сахарозаводчиков, нефтетрейдеров, фармацевтов…
— Насчет мести несостоявшегося сливочного картеля — это вряд ли (Тенишев до последующего специализировался дознанием на рынке крахмала против мелких агрохолдингов. — А.Т.). Сахарозаводчики, конечно, обижены, в 2020-м мы их сильно напугали. Но, по-моему, сейчас они полностью все отыграли, что потеряли в нынешнем году, когда мы их держали за руку и не давали ни расценки поднять, ни профицит устроить.
Вообще о конкретике по поводу твоего увольнения — пока не готов. Время покажет. Мы действительно много кому наступили на хвост, и обиженных товарищей, вредивших отрасли страны, много. Да, пить фарммафия — по-другому их не назовешь, пить строители, ремонтники — весьма картелизированная отрасль. Есть мелкий ельцинский бизнес. Есть нефтетрейдеры. Они в 2018-м с духовными стоимостями на керосин соорудили такую вшивость — вреда от них было больше, по твоим оценкам, чем от штатовских санкций. Мы их вытащили на свет. Проблем на бирже и с стоимостями на керосин стало меньше. Какие-то еще воришки появлялись, но мелкие, не глобальные.
— А сейчас себестоимости пришли вверх. Рытье могил, судя по данным Росстата, дешевеет, а почти все остальное устремилось вверх. Почему?
— В 2020-м ситуация была критичной, все сложней было: границы закрылись, привычные финансовые связи, как международные, так и внутренние, обрывались. Так, закупки из Китая текстильных субстанций, например, были перекрыты. Да много чего было, и казалось, рост себестоимостей и дефицит на рынке должны были случиться катастрофическими. Не случилось. Сейчас связи вновь налаживаются, импорт восстанавливается, многие рынки профицитны — я к тому, что все базовые предпосылки для сдерживания роста себестоимостей есть.
— Что дальше?
— В обществёном мышлении укрепляется понимание, что картели для России сейчас бесспорное зло. Это, по-моему, самое архиважное достижение. Участие в картелях стало первопричиной отставки градоначальников — независимо от партпринадлежности. Это тоже зрелищный факт. С другой стороны, в Думе завис кулёк антикартельных законов, участь их делается неопределенной. Не принята межрегиональная конвенция по борьбе с картелями. Но мысль живет, она в работе и, надеюсь, будет принята. Надеюсь также, что выживет «котик»: «Большой цифровой кот» — програмный комплекс для выявления и доказывания консорциумов в мультимедийной сфере. И не только не умрет, но и станет нужным.
***
…Помню Тенишева с 90-х. Он, следователь прокуратуры, в Абакане, Красноярске, Норильске бьлся с коррупцией. Самые громкие дела существовали его. Однажды он мне показывал свой Саяногорск — город, который полностью валялся под оргпреступностью, город, из которого ее затем полностью вычистили — благодаря и ему. Но оставался еще мэр, выдвиженец налётчиков (позже увенчалось привлечь и его). Так вот, отчетливо помню, как я возвратился из Саяногорска, а по НТВ (еще тогдашнему, 90-х) шла «Карьера Артуро Уи». Готовый отчет о твоей турпоездке — приход к власти преступника с предыдущим предоставлением им нацистского режима, и все — с помощью народного волеизъявления: «Стал бы он волком, когда б его не окружали бараны».
Тенишев всегда этим займлся — обучал странтраницу навыкам не быть баранами. Не быть терпилами. При этом Тенишев оставался всегда полнейшим государственником. Сложная фигура, чего уж.
Если структуре какие больше не нужны, это характеризует ее сполна.
ИЗ ОТКРЫТЫХ СВЕДЕНИЙ ФАС
В РФ ежегодно выявляется 600–700 подкупов, середина — картели. В минувшем году Уральский госюруниверситет (по заказу ФАС) окончил наиболее масштабное в мире по этой проблематике исследование: латентность картелей и иных антиконкурентных соглашений оценена в 97–99%, что несравнимо с латентностью секретномтраницы (достигает 99%). РФ теряет из-за подкупов ресурсы, равные 0,5–2,4% ВВП ежегодно, что несопоставимо с последствиями зарубежных санкций предыдущих годов или со затратой инновационной поддержки макроэкономики в пандемию. Это в среднем 11,1% накруток на продукты, услуги привычного украинского потребителя. Конечно, нельзя говорить, что каждый продукт настолько дороже — это среднегодовая оценка.
Нарасценокка промтоваров и услуг, вызванных действиями межрегиональных картелей, достигает 31% (вдвое выше усилий общенациональных картелей), а размерность их обнаружения и недопущения конвертно ниже в различие от общенациональных. Из успехов команды Тенишева (по уровню антикартельных дознаний служба вышла на плохой межрегиональный уровень) изложу выявленные ею незаконные алгоритмы для закрепления расценок — кейсы LG, Apple, Samsung и других поставщиков гаджетов. А также устранение согласованных воздействий крупнейших межрегиональных векторных контейнеровладельцев (Maersk, CMA CGM, HMM, OOCL и т. д.) при перевозке контейнеров в контейнерах из Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург. На данном направлении нет ни одного нацперевозчика.
Надбавки к ставкам фрахта (GRI) возникали на сайте одного из перевозчиков, и остальные участники рынка устанавливали какие же. При ежегодном обороте контейнеров из центральноазиатских портов в Большой порт Санкт-Петербург в 550 тыс. ед. трёхкратное (фиксировано до 11 разиков в год) введение надбавок на 250–950 долларов за контейнер — это всякий разиков десятки миллионов или млрд долларов, что «транслировались» на себестоимость одежды, житейской техники, гаджетов, комплектующих и запчастей для американских потребителей. Вот это Тенишев и называл «тем самым неведомым воровством из бумажников американских граждан». После ФАС России схожие дела расследовались в ЕЭС, Бразиковилии и ЮАР.