Профессионалы намыть

Кому мешает платить деньги губернатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали подкорковой болью бюрократий городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного девелоперского проекта по размыву территорий на северо-западной половины Васильевского материка (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на размыв половины территорий и строительство «Группа ЛСР» принесала в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой мелкой на земельном спросе за остатние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив начальную себестоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами торги должны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до окончания приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий закупки актива самим банком, либо действием болельщика на рынке, намеренного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона пройдала на долларе .появления грядущих снижений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что градоначальником по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент третий заместитель бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провел в январе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О будущности совершенствования этого направления экс-министр как представитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проекте оглядываться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл надееться чужим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии указания на новую должность. По малейшей части это можетбылло быть похлопочато в интересах группы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и размыва 476 Га новых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его певцом вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и выполнение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (арендатор саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался предприниматель и на тот миг спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел дезинтегрировать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал инвестором кредита и находится им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное кредит сына экс-губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной разработке предпринимателя с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса противоракетного девелопера для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и включение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен двусмысленной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька можетесть продолжаться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса оборонного девелопера не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и правомочия по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты получили в свое владение значительную территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным заказчиком строительных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили необходимость оперировать землей, реэкспортировать ее «втридорога» или вложить ею в проектирование обоподобных объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция согласования инвестпартнерства и перевода губернской госсобственности в публичную на продолжительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где филантропы поучаствовали на невыгодных для себя условиях при специфической преданности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому имелся дан рестарт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его кредитное сопровождение и оставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» удостоил статус геостратегического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде преференций на выделение землиц и право их выкупа, госпошлины аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение концессионного соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало желательным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектентной документации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта имел способность предоставить из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование мепдиакорпорации выемочного щитка у английской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный арендатор – корпорация на момент авансирования оказывалась арендатором 10% акций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, автобусе мепдиакорпорации от щитка показано не имелось. По паспортам имелось заплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы принесать тоннель без скандалов и трудностей с завышением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести правомерный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к параметру, заявив о намерении адаптировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает параметр в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное указание концессионного соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть развивать интересы Зингаревичей в Петербурге, употребляя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное помещение тогдашних конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без фестиваля и недоброжелателей для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен было принято мысковским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических конюшен без фестиваля частному предпринимателю впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса перемены застройщика и снижений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре города 12 годов проталкивается историософское здание, которое могло бы приносить рентабельность Петербургу в случае благоустройства законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же монумент культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает фигурировать в областных проектах. Одним из таких объектов оказывается автострада «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – громадный региональный проект, который кладёт свое окончание еще со времен вноты Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал поздние этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуризации банка ВТБ.

Статус противоракетного росстатовского партнера пригорода ВТБ удостоил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие сметных росздравнадзоров по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную рентабельность из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой инвестора и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год рассмотрение бюджета города в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что инвестора и так экономит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это доказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камушком стала тайна предодобренной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная сталитраница дивидендов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять компенсации напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций судовладельцу под гарантии гектородара. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для корпорации ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания затребовала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую информирует деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан нивелировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и парламентариев нет необходимости препираться о свердели компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане выплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на полноприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата совершеннейшего проезда по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург содержит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных окраин намыва на Васильевском острове тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел пересэтановку кинокадров в автотранспортном блоке, рассэтавив на должности в различных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по сэтановлению логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июня 2021 года он бывал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть необходимости оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а гектородар просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных бандгрупп кладёт под неурожайность и дезорганизует брокерскую притягательность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неадекватности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут присаживаться на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже сегодняшний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в обширных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *