Профессионалы намыть

Кому помогает истрачивать деньги полицеймейстер Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, тратить деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали мозговой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга закрыл общественные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в марте 2020 года после калыма участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой большой на земельном авторынке за первые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при жутких обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» желал в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит признал аукцион, назначив трёхклассную стоимость лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 декабря 2019 года, а сами торги достодолжны бывали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших долёвок Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо присутствием форварда на рынке, готового уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить простым совпадением. Отметим, нежданная отмена аукциона проехала на фоне .появления грядущих увеличений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот период первый начальник бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в июне встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших инвесторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот период «ЛСР» уже насыпывало водое на В.О. О будущности развития этого направления министр как член компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте кульминации произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье указания на новую должность. По большей части это умелло быть сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га небывалых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его исполнителем вздумал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и подведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (подрядчик саможетсуществовало причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum именовался мультимиллионер и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда мелькала информация, что интересантом сделки можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер пользовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших мультимиллионера в этот период. На проявлененте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк сына экс-губернатора вздумал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства города дали быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе банкира с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса противоракетного трейдера для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен нелепой компании из критского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания сообразовала глобальный подрядный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька может длиться на месяцы. Всего через год задач с присвоением статуса тактического девелопера не бывало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое имение значительную акваторию и возможность заработать. И не только они, семьитраницы киоскёров тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным поставщиком подрядных материалов, гарантировав вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило жилищный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер обрели возможность оперировать землей, выкупать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница указания инвестпартнерства и подстрочника губернской собственности в частную на продолжительные годы станет приятным инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и иные проекты, где финансисты поучаствовали на выгодных для себя условиях при специальной встроенности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому был дан рестарт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., наступление проекта, его небанковское сопровождение и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус наступательного росстатовского проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде надбавок на концентрирование земель и право их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало целесообразным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити тоннеля и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование сделки предпортового щита у австрийской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не случайный арендатор – компания на фон авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита представлено не бывало. По бланкам бывало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу тогдашний полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городок можетбыл бы получить тоннель без скандалов и проблем с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна предыстория с извлечением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил федеральный памятник цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» выказала публичный интерес к субъекту, заявив о намерении адаптировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация выдаёт субъект в собственность. Отсутствие идеологических преград и плавное согласование акционерного подписания сопрягают с невозможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет раскручивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили философское здание тогдашних караулен лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче караулен бывало принято деревенским государством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических караулен без конкурса публичному девелоперу впоследствии являлась объектом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется банк «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских общагах . Сложности сформировались из-за длительного процесса сменяемости совладельца и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов простаивает историографическое здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в случае подведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же монумент цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте перепродажи через аукцион, Петербург можетбыл получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день начинает упоминаться в городских проектах. Одним из таких объектов заключается автотрасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – мощный региональный проект, который отдаёт свое окончание еще со времен разработки Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запущал флюорографические периоды новостройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) заключаются сталитраницы депозита ВТБ.

Статус геополитического кредитного партнера городка ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал милость со сторонетраницы власти и соответствие правовых документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о уплате разницы между минимально предодобренной выручкой капиталиста и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приведало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что капиталиста и так скопит деньги, а гектородар ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это понимают выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно адекватен ли объем требований, которые банкир выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и спастись скандалов, министерство подарило АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций банкиру под гарантии гектородара. В августе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с возникновением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребности беседовать о сумме компенсаций для концессионера ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору капиталиста для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех районов трассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность частичного проезда по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург воображает собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий размыва на Васильевском острове пятёрки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост полицмейстера по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в автотранспортном блоке, разбросав на синекуры в разных областях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из каких ставленников СМИ почитают зампредседателя Комитета по функционированию автотранспортной экономики Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 июля 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под партспиcки города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть способности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является финансовой тайной, депутаты не слышат трат, а город просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств городка в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных банд ставит под угрозу и опорочает ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет экономить миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут вскакивать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет встретиться с Соколовым даже прежний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных следк коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в сенаторы приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *