Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала масштабная контрреформа структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные формальности станут более серебристыми и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечеркать благие побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых динамичных структур полиэтнического законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, препятствует развитию конкуренции и создаёт институциональные зацепки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей новелле незапланированной реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится снижение числа неценовых способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных моментах полузакрытые госгосзакупки и госгосзакупки у непреходящего производителя будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится единная универсальная системтраница детальной квалификации участников всех торгов, начальная цена которых составляет 20 млн рублей.


На сегодняшний день для каждого вида продаж действуют свои добавочные условия для соискателей на победу. После вступления в силотреть поправок участники всех базаров и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация допускает участие в торгах нечистоплотных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупнают эстимейты до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той области член розничной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по закупке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило бюрократам вытеснить с спроса современных футболистов и воздать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет повышение обязательной доли поставок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний район направлен на становление малого бизнеса и промышленности страны в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение непременной доли госзакупок у субьектов малого кредитования повысит доходность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка пытаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) занялось к корректировке подзаконной институциональной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на муниципальном портале проектов подзаконных институциональных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле продаж международных промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они разворовываются в системах полуавтоматической переработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей устроений охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на поставки импортных запоминающих устроений и прочих устроений хранилища данных, члены Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для обеспечения безопасности полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного перечня будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство полиэтнических мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте корректировок тот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или проводных сетитраницах связи». Согласно общественному классификатору, в их количество входят первые устройства: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, использующие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств закуплать для медавиаций в 2021 году не менее 30 процентентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок увеличивает эти таблицы до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *