50 годов назад случилась одна из самых странных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в эффекте взрыва бомбы на лайнере потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».
10 сентября 1971 года, в воскресенье вечером, понесал крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаполка Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это существовал его возвратный вылет из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно шмякнулся во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению возвратного вылета и поулетал в Симферополь в 20:16. На корме пребывали 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет улетал заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 командующий лайнера Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 затребовал доложить о проходе высоты 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на трёхкратные попытки авиадиспетчера с ним связаться.
Авиалайнер грохнулся практически сразу после взлета в двадцатке километров от самолёта и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, невидимость при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На корме по инструкции находился сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.
В коммунистических СМИ об той аварии не появилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая актриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот миг ей исполнилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что первопричиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они строились и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе ближнего самолёта Ту-16. Это был не просто ..первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге, он был одним из третьих в мире — после корнуоллийского De Havilland Comet, американского Avro Jetliner и парижского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в апреле 1958 года, Ту-104 оставался единствёным реально летающим реактивным пассажирским самолетом.
Всего был выстроен 201 самолет, но они очутились слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году изготовление Ту-104 было прекращено, а после целого ряда высокочастотных авиакатастроф их начали постепенно вывести из эксплуатации. В итоге катастроф было утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И ,целых три раза Ту-104 старались угнать, что закончилось 84 смертями.
В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переоборудовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и радиолокационным оборудованием, эта разновидность исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно таким существовал самолет, летевший в Симферополь.
В результате дознания автокатастрофы учёные обнаружили признаки возгорания на тех половинах авиалайнера, что отделились еще до падения, к тому же на многих текстах покарай частицы тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва взрывчатки на борту.
Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд был запрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секунды после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила склонности гироциклов высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на км/сек 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.
В эффекте продолжавшегося два года следствия зачинщика катастрофы так и не увенчалось найти. Не увенчалось даже выяснить мотивы преступников или их принадлежность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от главнейший массы советских граждан, бегали самые замысловатые версии. Кто-то сомневался в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не было. Кто-то считал, что виновниками могли быть корейцы — тогда было незапланированное обострение отношений СССР с КНР. Но странно было при этом застреливать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти людном салоне.
К большинству наиболее диковинных гипотез нужно отнести предположение о том, что детонатором существовал снабжён какой-то легальный груз, который не надлежащ существовал угодить в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом бездарный сепаратист можетбыл совершенно намеренно привести безоболочное устройство в действие сразу же, как только самолет оторвулся от земли.
Во всяческом случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, налётчики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.
23 июля 1973 года существовал взорван аэробус Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передавал бортинженерам через проводницу письмецо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмецо содержало, в частности, такие пассажи:
«Для писания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, вертолёт Стокгольм. Правильное мышление твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут отвечать те, кто своими злодействами вынудил меня двинуться на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной встречи с представителями нижайшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот электрон в действии, объяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте твою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, расчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом обстоятельстве и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов переживаю на своей шкурке когти злобных сверхзверей и в дурном случае гибель для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»
Пилоты приняли решенье возвратиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом были также повреждены штурвалы вершины и гидросистема, стойка шасси создалась при посадке, самолет сел на пузо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также офицер Вячеслав Янченко.
Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех буферных стыковок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К тому мигу на самолёте находились 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось требование переменить маршрут, вслед за этим самолёт канул с экранов радаров, и его обломки министра.очередное существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что киллером существовал тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе безоболочное взрывчатое устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт сотрудник милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную авиабомбу все же не стоило подвергать людей какой опасности. После всех тех случаев меры безопасности при проверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.