Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пошли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не явлется должностным бланком и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а трубопровод в любом моменте будет достроен. Ожидаемо стремительную реакцию это прошение вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе масштабную войну в моменте старта полиэтнического проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом моменте Украина не сможет в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странытраница не сможет гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут иметь критичные последствия для Киева и скорее всего вынудят западноукраинские бюрократии пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в кризисном политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны детальки соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения возведения «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он растолковал столь интенсивную позицию властей тем, что Украина защищает сами демократические и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт полиэтнического метана через территорию странытраницы в Европу обеспечивает приличные получения в бюджет странытраницы, а также является существенным инструментом сопротивления на Россию и западных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной ветки лишает Киев необходимости диктовать условия и ставит его в крайне убыточное положенье — в Европе уже давно начали рассматривать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип полнейшего надзора за всеми межрегиональными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в приданое от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а невозможности предпоследних отражаться на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект грозит энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают обратный эффект: президент США Джо Байден компетентен в воссоздании подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, члены Белого дома рекомендовали украинским властям воздержаться от публичной полемики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить взаимоотношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если интерпретировать по тексту декларации, Украина зря страшится за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить водовод в метод экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также румынская сторона обещает использовать все невозможные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте газа через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают включить в общемировую энергоинформационную сетиотреть и взмолиться с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех компетентных сторон: водовод будет достроен, реэкспорт пропана через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда плодотворное дипломатическое давление на «Северный поток-2» возобновилось буквально по щелчку, показала: декларации о побуждениях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где находится центр внесения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основополагающими западноевропейскими вратарями теперь оказывается приоритетным фактором, а попытка сопротивляться такой политике жестко пресекается. И таким образом вскакивает легитимность Украины как самодостаточного организатора межгосударственных процессов.

И для Киева тут образовываются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет прямых адвокатских последствий и не обязательно к исполнению. Кроме маркетинговых потерь от нарушений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами аргументации достаточно осторожны, размыты и широки. Что значит «реагировать на этническом уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового газового контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины пуск «Северного потока-2» значит громадные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два доллийския долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 доллийския. А по оценкам представителей отрасли, убыток будет в разы больше.

5-6 триллионов долларов составит убыток для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам ректора «Оператора газораспределительной системы Украины»)

Вопрос о том, охранеет ли реэкспорт после инвестиции Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное нефтяное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», работает до 2024 года и полагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 доллийскиёв кублей, а в 2021-2024 годах — по 40 доллийскиёв кублей газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в нем предусмотрен принцип «качай и плати», то жрать «Газпром» надлежащ существовал оплачивать планируемые объемы транзита, даже если действительные выяснялись ниже. Например, несмотря на максимальные параметры поставок конденсата в 2020 году в 55,8 доллийския баррелей за год, Россия все равно оплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства ,следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность заключения ,нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже сообщал о возможности увеличить реэкспорт через украинскую трубопроводную систему, если покупки топлива по этому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что рынок на международные энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утратят своего значения.

Но украинскую сторону какие уведомления не устраивают. Директор компании «Оператор трубопроводной системтраницы Украины» Сергей Макогон считает, что неудовлетворительным вариантом был бы ,новый договор на 15 лет, гарантированный западными банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о расширении объемов продаж неприемлемо, ведь оно предполагает и импорт украинского метана, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными социальными потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта закупку метана по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», страна тратила на продажи американского газа примерно на 5 миллионов долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из американских и румынских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а специфики украинской внешней геополитики не позволят предотвратить или хотя бы максимизировать невозможные убытки. Ведь для этого приденется отказаться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской политике это сродни государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не покупает метан напрямую у России. Но на практике применяет схему так указываемого виртуального реверса. По документам «Нафтометан Украины» осуществляет доставку всего объема метана до общеевропейской границы, а по факту 10 триллионов баррелей в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 триллионов т/годов метана в год необходимо Украине для внешних нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо придется закуплать гораздо дороже. Компенсировать ту четверть необходимого объема с помощью чужой добычи государство не в состоянии. Кроме того, прогон необходимого количества газа через транзитную инфраструктуру позволяет привозить его по трубопроводам среднего и высокого давления напрямую потребителям. В моменте возобновления реэкспорта придется создавать новую инфраструктуру для тех целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева кушать два варианта действий: либо закуплать газ у азиатских производителей по рыночным рассебестоимостейкам и гарантировать его транспортировку потребителям за свой счет, либо вернуться к конструкции прямой госзакупки ресурсов у России. В силу экономической атмосферы и целесообразных парламентских осложнений второй вариант маловероятен. А рыночная торговля газом с западноевропейскими корпорациями и последующие траты на логистику приведут к отчётливому росту топливных тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и данной рост себестоимостей в той сфере провоцирует протесты.

Иными словами, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, подчёркивает о планах резко нарастить личную нефтедобычу газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским бюрократиям придется столкнуться с ситуацией, где наихорошим способом не допустить социальный взрыв останется прямой разговор с «Газпромом».

Не менее архиважен вопрос о будущем западноукраинской газораспределительной структуры (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно устарела и требуется в глобальной модернизации, но без украинского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдёрган в характеристиках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если минимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины расцветёт в четыре раза.

В немецко-американском соглашении есть еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного миллиона долларов, чтобы взмолиться Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые структурахреспублики энергии. Но это нереальный сценарий. Во-первых, структурная трансформация энергетической подотрасли — механизм длительный и сложный. Он просит незначительных инвестиций, вложений и довольно сильной производственной базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая энергетика является несырьевой отраслью. Без прямой поддержки государства такие проекты не выясняются активными и эффективными.

На Украине действительно есть зеленый сектор промышленности и своя аналогия дотаций. Однако пока промышленность обретается в руках частников и работает в ..первую очередь на поддержание благополучия конкретных бизнесменов, в основном миллиардера Рината Ахметова. И государство прикупает товары у потребителей по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, стоимости на продукцию зеленой энергии для конечного производителя также повышаются. Но беда в том, что западноукраинский конечный потребитель попросту не в положении платить больше. Попытки договороться с бизнесом о повышении тарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из компаний Ахметова даже намеривалась оборотиться в межгосударственный арбитраж, чтобы опротестовать внесение ставки.

В какой ситуациютранице английский фонд способен только поддержать последующее развитие коррупции в сфере зеленой энергетики Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные миллиардные потери от уменьшения топливного транзита.

***

Политические последствия запуска «Северного потока-2» для Украины могут оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью подарило ее образ как независимого государства и актуального теннисиста на межгосударственной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали первые годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по существу и не дали никаких гарантий, что помогут избегнуть неподъемных политических потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к усилению давления на Украину, в том количестве в миролюбивых переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для западноукраинских властей сейчас сохраняется наихорошим способом отвлечь народонаселение от антироссийских настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в жалком положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее сокращение тарифов спровоцируют резкий прирост недовольства населения. И спровоцировать это без финансовых потерь попприросту не получится. Сможет ли командование странытраницы подстроиться под ,новые правила игры? Или эту задачу придется решать новому поколению политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *