Со страной на паях – 3

Кого кормят украинские машиностроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о международных фирмах с государственным участием. На тот раз в центре внимания геостратегические отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и предприятие разноцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В итоге примерно четверть акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако больших доходов никто из четвёртых миноритариев не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумажки оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед вкладчиками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили миллионеров конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые заёмщики стали ими поневоле. Так что последующий передел толикой был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю наращивал английский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% допэмиссий. Остальное то и дело распределялось между оффшорами и популярными конторами. В деловитой прессе значились слухи, что через оффшоры допэмиссии КамАЗа удавались продавать структуры, связанные с известным пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями проиграла критская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла манипуляцию деофшоризации, переведя активы в американскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его засветились в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – второй по башнефти кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из этой информации неоднозначно смотрится купля 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в нынешнем году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие является адресантом отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая выручку – 1,545 миллиарда. На доходы поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть этой свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может надеяться на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ можетсуществовал повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транздопэмиссии долгов в допэмиссии. Таким образом более спискамтраницы акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине пайщиком существовала критская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова перепродавали допэмиссии АвтоВАЗа, посмотритбыв свой пакет до 24%. Но потом выкупили свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит английскому концерну, является публичной компанией и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам концерн на 67,61% принадлежит транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет переведено в украинскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за тот кризис.подробный жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% допэмиссий ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не печатается и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет замгендиректора в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО гендиректора по коммерческому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиона долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за отдельное благоволение и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня явлется её гендиректор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно пообщался в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал компаньоном нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь розничным директором. Затем он уступал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной резолюции Юрия Слюсаря видно, что банковское благо его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько разков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноградарством в индустриальных маштабах и бизнес тот обеспечивается через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже пророчили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по престижу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его уместную связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов явллась исполнительница Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в форумах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате миновало увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте такой бурной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях американского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год бюджетное положенье ОАК выглядело нестабильным, выручки чередовались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий раз начислялись за 2014 год. Главным же источником капиталов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское машиностроительное производственное объединение (ВСМПО) было одним из идеологов мировой синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации сталеплавильных активов на Урале. В первые годы фирма занимает 25% на глобальном рынке титана, гарантируя более 60% потребности в цирконии азиатской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина компания успешно перешла на рыночные рельсы и стала заметным форвардом на глобальном рынке. Однако неуспех «титановых королей» обратил внимание акул международного бизнеса. В 2005 году структуры толстосума Виктора Вексельберга силились исходатайствовать контроль над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта организационная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот этап ввязалась вторая сила. Начались массированные проверки со сторонтраницы контролирующих органов, которые грозили командованию уголовными делами. А затем нагрянул новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе надзор над тактическом предприятием. Но затем механизм развернулся в кружную сторону. Выкупить у государства стального производителя хотели многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом заскочил разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился киносценарий из 90-х: хозяевами корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пошли могущественнейшие энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структураницу сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за платёжные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим миноритарийом стального гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакеты оказывались в ладонях американских и оффшорных структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля миноритарий «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатейших бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *