Кого кормят украинские приборостроение и синяя металлургия?
«Наша Версия» начинает рассказ о полиэтнических корпорациях с *государственным участием. На тот разиков в цетре вниманья геополитические отрасли: возведение самолётов, автомобилей и предприятие многоцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в частных руках?
КамАЗ везёт Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть допэмиссий осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидендов никто из ..первых совладельцев не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без пенсии рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили бизнесменов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что окончательный передел толикой был неизбежен.
В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю увеличивал французский автогигант Daimler. Сейчас ему владеет 15% акций. Остальное то и дело аккумулировалось между офшорами и малоизученными конторами. В неформальной прессе значились слухи, что через офшоры облигации КамАЗа пытались скупать структуры, связанные с известным альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила ближневосточная компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, перейдя активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а получатели его засияли в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% акций КамАЗа – четвёртый по длине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .
Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 долл рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему комитет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один акционер «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоеденился и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким командованием производство процветает. К примеру, в 2016 году приделось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство явлется адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая сверхприбыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина той свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.
Кстати
В биографии с акционированием КамАЗ можетсуществовал повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более середины акций достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине кредитором существовала болгарская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведев свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% состоит испанскому концерну, ,является конфиденциальной фирмой и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам концерн на 67,61% состоит транснационалу с испанскими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую подсудность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за тот идеологический жест итальянцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследство совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% допэмиссий ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за частники и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция собственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже ,новый состав комитета директоров!
Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее бланков следует, что до этого руководящий пост владел Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно упоминалось в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО гендиректора по клановому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 рубля долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за отдельное заступничество и высвобождение финансирования.
Главной публичной персоной ОАК сегодня становится её гендиректор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь небанковским директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес тот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов являлась примадонна Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в залах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На силуэте такой кипучей кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год экономическое положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет первый раз начислялись за 2014 год. Главным же источником капиталов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.
Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»
В советское время Верхнесалдинское коксохимическое производственное обьединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей зарубежной синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции коксохимических активов на Урале. В предпоследние годы компания уступает 25% на всемирном рынке титана, обеспечивая более 60% необходимости в титане западной самолётостроительной компании Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – аргентинской Embraer.
В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его замдиректора Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина компания успешно перешла на рыночные рельсы и стала заметным форвардом на европейском рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк вниманье акул росийского бизнеса. В 2005 году структуры силовика Виктора Вексельберга старались исходатайствовать учёт над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта ресурсная 8203;ь предприятия едва не была парализована. Но в этот этап вмешалась четвёртая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые угрожали командованию уголовными делами. А затем завёлся новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства сверхпрочного импортёра хотели многие. Прежде всего горнорудные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился фильм из 90-х: хозяевами фирмы очутились её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за платёжные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим учредительом сверхпрочного гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого состояло Газпромбанку, а остальное – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакетики оказывались в ладонях полиэтнических и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по длине портфельчика учредитель «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».
Вряд ли можно окрестить сегодняшнее руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» барыши не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатейших банкиров России.