Кого кормят полиэтнические машиностроение и разнокаратная металлургия?
«Наша Версия» продолжает рассказ о американских компаниях с государственным участием. На этот разиков в центре вниманья оборонные отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство многоцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследством коммунистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в отдельных руках?
КамАЗ возит Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В итоге примерно середина допэмиссий осталась в региональной собственности, остальное распределили между производственным коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных доходов никто из вторых пайщиков не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед заёмщиками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей был неизбежен.
В конце концов допэмиссий в взносе 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю увеличивал французский автогигант Daimler. Сейчас ему относится 15% допэмиссий. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и малоизученными конторами. В солидной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа пытались торговать структуры, связанные с известным пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила ближневосточная компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, переведя активы в американскую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа возникло некое ООО «Автоинвест», а учредители его засверкали в прессе. Самым большим из них очутился Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по величине конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .
Исходя из этой информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали разыгрывать в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом понадобилось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним прибавился и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году ущерб составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие представляется адресантом разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, основываясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 долл, Сергей Когогин – на 27 долл рублей.
Кстати
В предыстории с разгосударствлением КамАЗ можетбыл повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине акционером существовала сирийская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время системы Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведев свой пакетик до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится бельгийскому холдингу, является конфиденциальной компанией и не обязан открывать банковские отчёты. Сам холдинг на 67,61% относится транснационалу с итальянскими корнями Renault, а на 32,39% – полиэтническому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в украинскую подсудность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот демократический кивок французам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая самолётостроительная компания (ОАК) создана в 2006 году предписанием правительства. В неё почти совершенным составом вошло наследие социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница собственности не печатается и в ежемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!
Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО замдиректора по внутрикорпоративному управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 миллиарда долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за отдельное покровительство и включение финансирования.
Главной публичной персоной ОАК сегодня становится её замгендиректор Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на освоении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее относилась вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь небанковским директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной резолюции Юрия Слюсаря видно, что бюджетное процветание его семьитраницы вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются виноградарством в индустриальных оздоровителях и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала авиакатастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась примадонна Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на двигателестроительные госпредприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На силуэте такой бурной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское обстоятельство ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли перемежались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет следующий раз отчислялись за 2014 год. Главным же первоисточником дивидендов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.
Титановые короли «ВСМПО – Ависма»
В коммунистическое время Верхнесалдинское сталелитейное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из руководителей зарубежной многоцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время консолидации металлургических активов на Урале. В первые годы фирма занимает 25% на европейском рынке титана, гарантируя более 60% потребности в гиганте восточноевропейской судостроительной компании Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.
В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его гендиректор Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина компания успешно перешла на рыночные вагоны и стала заметным голкипером на общемировом рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье пираний полиэтнического бизнеса. В 2005 году системы силовика Виктора Вексельберга ,пытались исходатайствовать учёт над предприятием, скупая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте внутрикорпоративного конфликта капмусная 8203;ь госпредприятия едва не была парализована. Но в тот момент ввязалась пятая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозились командованию уголовными делами. А затем обьявился новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе контроль над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выкупить у государства высокопрочного импортёра хотели многие. Прежде всего сталелитейные транснационалы и инвестбанки. Потом заехал разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: владельцами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет миллион долларов в год. На помощь им пришли всесильные силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структураницу сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим миноритарийом высокопрочного гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого владело Газпромбанку, а другое – супервайзерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие пакетики оказывались в ладонях международных и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфельчика миноритарий «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».
Вряд ли можно назвать минувшее руководство компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных коммерсантов России.