Сын заместителя Виктора Басаргина душит «Нордавиа»

Два года назад принадлежащий Владимиру Потанину «Норильский никель» избавился от своего непрофильного актива — авиакомпании .  С того времени малоизвестная компания World Best Trade (WBT), зарегистрированная на Сейшельских островах и купившая права требования по долгам, начала активно «выбивать» их из новых владельцев Первый иск – на 639 млн рублей – подан еще в мае прошлого года. 20 марта суд отказал в нем, но World Best Trade обжалует это решение. 18 апреля Арбитражный суд Москвы начнет рассмотрение еще одного иска, уже на 528,8 млн рублей. За сейшельской компанией стоит Дмитрий Черток  — сын замруководителя Ространснадзора Ранее «Нордавиа» уже   Владимира Чертка в использовании служебного положения с целью создания препятствий для деятельности авиакомпании. Авиакомпания обвиняла заместителя Виктора Басаргина в том, что он пытался ограничить действие сертификата эксплуатанта, усложнив таким образом операционную деятельность авиакомпании.

У «Нордавиа» перед World Best Trade помимо рублевого долга есть еще и долларовый – $182 млн (это 10,4 млрд рублей по курсу ЦБ), его офшорная компания еще не пыталась взыскать. Юрист «Нордавиа»» Алина Тарасова заявила в суде, что в общей сложности права требования истца превышают активы авиакомпании в сто раз. Такой долг «Нордавиа», уверена Тарасова, никогда не смогла бы погасить в принципе. Уже предъявленные два иска, таким образом, превышают активы «Нордавиа» в десять раз.

 

Откуда взялся стократный долг

 

Раньше «Нордавиа» принадлежала большим корпорациям — была «дочкой» ,  в 2011 году у национального перевозчика ее купил «Норильский никель». Размер сделки составил $235 млн, причем за саму авиакомпанию было заплачено всего $7 млн, остальные $228 млн составил ее долг. Через пять лет металлургический гигант разочаровался в авиакомпании и весной 2016 год продал ее всего за $15 млн Сергею Кузнецову.

Пока владел «Нордавиа», он финансировал ее работу, давал ей займы, пролонгировал их, устанавливал незначительную процентную ставку, так что и $182 млн, и 1,17 млрд рублей – это внутренние корпоративные долги авиакомпании перед «Норникелем», рассказала на суде Тарасова. Вместе с авиакомпанией «Норникель» продал и ее долги, они не должны были выйти за периметр группы [Сергея Кузнецова], но права требования к «Нордавиа» купила сейшельская World Best Trade – и всего за $850 тыс, т. е. в 230 раз дешевле номинала, констатировала она.

 

«Понятийное соглашение» и дело о мошенничестве

 

«Нордавиа» уже заявляла, что права требования World Best Trade получила незаконно. Между контролирующим World Best Trade Дмитрием Чертком и Сергеем Кузнецовым, когда последний покупал «Нордавиа», было заключено понятийное соглашение о взаимопонимании, рассказала Тарасова на суде. Кузнецов обязался передать Чертку ООО «Поликлиника «Авиаторов» и компанию, занимавшуюся техобслуживанием самолетов – «Норд текник» (она принадлежали «Нордавиа»), после чего Черток должен был передать Кузнецову долги авиакомпании, продолжала Тарасова, но Кузнецов исполнил свою часть соглашения, а Черток – нет. Соглашение Тарасова представила суду, но предупредила, что договор между Кузнецовым и Чертком, к сожалению, так и не был заключен.

Адвокат World Best Trade Екатерина Духина заверила, что офшор не связан с Чертком, а понятийное соглашение, по ее мнению, не обладает признаками доказательства. «В нем даже стороны не идентифицируются, только подписи стоят. Позиция, что мы договорились, но оформить документально забыли, обычно судами не принимается», – сказала она. Суд с согласился с Духиной и не стал приобщать соглашение к делу.

Черток рассказывал, что у Кузнецова не было денег на покупку «Нордавиа» и он попросил помощи в поиске финансирования. «Я нашел World Best Trade, – вспоминал Черток, – это инвестиционная компания, с директором которой я знаком». World Best Trade действительно давала Кузнецову заем на покупку «Нордавиа», этот заем он погасил, следует из материалов уголовного дела, с которым ознакомились .

Дело было возбуждено по заявлению «Нордавиа» летом 2017 года следственным управлением Следственного комитета России по Архангельской области (где зарегистрирована «Нордавиа») – в отношение Чертка по ст. 159 (мошенничество). Контролируемая им компания получила от «Нордавиа» компанию «Норд текник» и «Поликлинику «Авиаторов» общей стоимостью 48 млн рублей безвозмездно, мошенническим путем, говорится в материалах дела.

 

Если без долгов, то хорошая покупка

 

«Нордавиа» – 17-я по количеству пассажиров авиакомпания России, в 2017 год перевезла 1,1 млн человек. Занимается регулярными пассажирскими перевозками с акцентом на полеты между Северо-Западным регионом и Москвой. В парке у нее девять самолетов Boeing 737-500. Когда в 2016 год Кузнецов покупал ее «Норникеля», эксперты скептически отзывались о перспективах авиакомпании: убыточная много лет подряд, да еще с невероятного размера долгом. Корпоративный долг должен был достаться покупателю, других долгов у «Нордавиа» нет, то есть Кузнецов должен был получить «чистую» компанию, говорит человек, близкий к руководству «Нордавиа». Кузнецов сумел договориться об очень хороших условиях, констатирует он.

Благодаря оптимизации расходов, переоборудованию салонов (исчез бизнес-класс, выросла вместимость) «Нордавиа» уже в 2016 г. сумела получить первую за много лет чистую прибыль – 350 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». В 2017 г. тоже была чистая прибыль – примерно такая же, как в 2016 г., говорит человек, близкий к руководству авиакомпании.

Юрист «Нордавиа» Алина Тарасова заявила в суде, что World Best Trade взыскивает огромный долг, чтобы получить контроль над авиакомпанией: такой кредитор будет полностью контролировать процедуру банкротства «Нордавиа», которая при удовлетворении иска стала бы неизбежной. Юрист World Best Trade Екатерина Духина возражает: сейшельская компания хочет добиться только исполнения обязательств.

Как сообщало агентство , «Норильскому никелю» компания «Нордстар» была продана с грубым нарушением устава «Аэрофлота», зато с выгодой для его Генерального директора Виталия Савельева. Нынешний ее владелец, предприниматель   — партнер Марка Гарбера и брат совладельца группы «Гута» (зятя основателя «Гуты» — ранее четырежды судимого ).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *