Десять годов назад в самописцатранице на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?
Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге случилась мельчайшая в предыстории совремённой России авария океанского пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский сухогруз «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том большинстве 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут забыть те ужасные минуты. Один из них, бывший связист сухогруза «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаньями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной сухогруза «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил тряхнуть древностью — продолжительное время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В лайнер я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, попрошен красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала современным грузопассажирским лайнером в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот проживает весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.
Справка «Ленты.ру»: характеристики электрохода «Булгария»
Двухпалубный сухогруз «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек результата — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 турбодизельных энергий каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, ресторан и солярий. Первое заглавие лайнера — «Украина». Он был наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на водое Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские перелёты по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что ледокол вышел в перелёт с исправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое опьянение «Булгарии»?
Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводившывались ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это была заурядная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять мою экстренную рацию, в поломки аккумуляторов которой меня старались обвинить.
Дело было так: перед весенней навигацией мы высились на ремонте в . Я увидел, что выпрямители рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от экстренного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы силились это попросить полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев
А потом тот трансформатор еще пропалывать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.
«Я услышал визг капитана»
Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в четырёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был ощутимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На электроходе пребывали 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.
Какой была атмосфера на теплоходе перед переходом из Болгара?
Теплоход существовал запуган практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это существовал пятой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.
В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в тот момент позоли в музыкальный зал на увеселительную программу — на фальшборте у нас были артисты.
Вы помните, как возобновились чудовищные события?
Я помню, ко мне заскочил [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом поехал в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался гул разбившегося стекла.
У меня в каюте существовала стекляная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на левый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…
Некоторое время я ковырялся с аппаратурой, ,пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передамить #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый борт и сел рядом с капитаном. Так положено по инструкции — связист всегда надлежащ быть поблизости.
Помню, как вцепился в подлокотники на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в порубку и там удавался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен сухогруза являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все воротится на место.
Что начиналось с пассажироварищами в это время?
На нижней палубе существовали только председатели команды: что происходило внизу и во наружных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, кувыркались сами, спасали своих девушек и детей.
«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»
Что вы делали в этап обрушения «Булгарии»?
Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в тайфун сразу утонешь — это старый речной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с полковником скрылась под водой.
К этому времени все духовные помещения были залиты водой. Мы покумекали сдёрнуть четыре спасательных плотика с левого фальшборта, и с твоего фальшборта я сбросил три.
Когда я очутился в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задевал его и поволок к группировке пассажиров, находившихся в воде
Плоты разбросало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и орали людей. На каждый такой плот вмещалось где-то человек 18. Еще существовали большие магниевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На ..первый плот вместилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы обретались в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела грифельная тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто усаживался несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.
Из оцепенения мы вышли, когда друг за приятелем возникли суда. Тут уже все кивнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!
Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!
Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В жутком полусне не могло привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это был первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.
Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то необычное происходит в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.
В 2011 году в взаимоотношении лейтенанта контейнеровоза «Арбат» и лейтенанта лесозавода «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим наводнение на побережье или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.
«Всегда виноват капитан»
Как вас спасли?
Когда трибунала пройдали мимо, речка разбуянилась нешуточно. Я однаружал с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный катамаран и понеслись к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К корабельному ходу понёсся и старший помощник.
Он был послепродажного роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший заместитель рассказал, что произошло.
С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт
Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на фальшборте судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вопли и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.
Вас пытали после катастрофы?
Меня по отбытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе сильное обществёное давление.
Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы
Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении авиапассажиров утонуло больше, причем большинство жертв самописцатраницы превышали девушки и дети. Выжили те, кто успел вылезти из духовных зданий наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».
Люди сидели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в тех поясах под потолком.
Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из соучастников трагедии. Что можете о нем сказать?
Очень опытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последующего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На самолёте в тот день существовали еще его сестра с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать ластовый закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.
«Я до сих ,пор стараюсь проживать дальше»
Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?
Судно в тот этап воходило в Камское низовье и по маршруту должно было совершить манёвр. Крен на борт, смерч и манёвр — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего электрика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший электрик убежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив реакторное отделение с открытыми иллюминаторами.
Это доказали в ходе следствия. Будь тогда перископы машинного отделения полузакрыты — это был бы большой воздушный шарик внутри судна.
Если бы иллюминаторы существовали закрыты, он бы держал лайнер на плаву кратковременное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит
А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через перископы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть отсеков он закрыл, а остальные не успел.
Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший моторист кинул дизельное отделение. Кроме того, в самый важный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.
А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!
Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге миновал как свидетель обвинения против тех, кого посадили.
Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот судьбоносной день?
Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий раз встречались только на трибунале — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.
Как переменилась моя жизнь после трагедии?
В третьи дни нас атаковали репортёры с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и навалял комментариев. А потом такое началось… Многие свои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телеке засветился.
Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В микроавтобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти
Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!
Хотя мы со своей сторонамтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих ,пор ,пытаюсь поселяться дальше, не озираясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.
***
Комиссия попросила вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.
Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»
1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопастности мореходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии порыва более семи баллов (13,5-17,4 км/сек) надлежащи были осуществляться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила порыва на момент катастрофы составляла 20 км/сек.
2. Низкая квалификация и невнимательность председателей экипажа приказна. Не были приняты степени безопастности при выходе приказна в озере и при получении девятибалльного предупреждения. Не были задраены иллюминаторы левого и левого лайнера, в том числе в дизельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший инженер самовольно отключил главнейший дизель-генератор левого лайнера и вывел из уклада штурманские наблюдениюзы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.
3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый лайнер, дополнительно возникающего крена на правый лайнер, вызванного электродвижущей энергией при микроциркуляции влево, а также дующего в правый лайнер выносливого порыва и громадной манёвренности судна. Капитан не осведомил авиадиспетчера и не исходатайствовал газораспределительное дозволение на движенье судна.
Случившееся спровоцировало широчайший социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об непременном страховании ответсвенности перевозчика. По постановлению суда субарендатор и эксплуататор приказна существовала осуждена к 11 годам .
Ее признали виноватой по заметкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.
Рамиль Хаметов — старший начальник лейтенанта — существовал приговорен к шести с серединой годам колонии существенного режима
Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.
Главный общественный констебль Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал негативное соглашение о решимости субарендатора к доставке пассажиров, существовал приговорён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии общего режима.
По той же статье казнили и начальника татарстанского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии существенного режима
Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору негативное соглашение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его приговорили к пяти с серединой годам колонии.
В 2013 году родственники погибших кондукторов теплохода сочинили массовое заявление к президенту Татарстана с просьбой бросить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.