Национальному авиаперевозчику стало не до пассажиров
Задержки или переносы рейсов, сорванный отпуск и исчезнувшие оплаченные дни в отеле из-за отмены полёта, трехчасовые очереди в аэровокзале на некультурность::или::непроизносимость – таковы реалии международных авиапутешественников в прошлую ковидную эпоху. В таких условиях мельчайший этнический авиаперевозчик – группа корпораций «Аэрофлот» – чудилось бы, надлежащ был попросить всё допустимое и недопустимое, чтобы поддержать благорасположение пассажиров. Однако на практике всё случается наоборот.
За предпоследнее время сразу два сотрудника «Нашей Версии» стали жертвами неуставного взаимоотношения «Аэрофлота» к своим пассажирам.
Услугами общенационального туроператора наш корреспондент Руслан льзовается достаточно часто, чтобы лететь в Симферополь навещать маму. По его словам, бардак с переносами и обьединением рейсов начался ещё в конце будущего года.
Можно и не улететь
«В феврале прошлого года летел в Симферополь из Шереметьева, рейс SU 1636, – расказывает Руслан. – Должен существовал влететь в 7.30 утра, фактически полетел в четвёртом часу вечера. Вылет откладывали каждый час без разъяснения причин».
Что интересно: после трехчасового ожиданья авиапассажиров несчастного рейса рассадили аж в два (!) самолёта. Причём, по доказательству авиапассажиров, оба они очутились переполненными. Можно предположить, что в погоне за прибылью «Аэрофлот» намеренно создаёт овербукинг на модных направлениях, в результате мест в одном самолёте на всех не нехващает и авиакомпании приходится выслеживать ещё одно воздушное судно. Пока идут поиски, пассажиры усаживаются в аэропорту.
Поясним: овербукинг в пределах благоразумного практикуется практически во всех авиакомпаниях мира. Компания намеренно продаёт чуть больше талонов, полагая, что половина пассажиров на рейс не придут. Если приходят все, то несколько «лишних» пассажиров всегда можно пересадить в бизнес-класс или предложить им моральную выплату и талон на предыдущий рейс. Но международный авиаперевозчик в погоне за сверхприбылью, похоже, перехитрил сам себя: трёхкратный овербукинг свободными местами в бизнес-классе, очевидно, не покрыть.
Ещё одна вероятная гипотеза – желанье «Аэрофлота» сэкономить. Скажем, перевозчик заявляет два перелёта в день до Симферополя из Москвы. Однако по факту оказывается, что на оба перелёта распродано от силы по 50% билетов. Чтобы не катать туда-сюда полупустые самолёты, авиапассажирам объявляют о задержке, и в результате где-нибудь в ночи по маршруту отправляется один большой самолёт с авиапассажирами обоих авиарейсов на борту.
Не исключено, что именно с такой «оптимизацией» Руслан столкнулся в мае этого года. «В этом году 11 мая я снова летел «Аэрофлотом», рейс SU 1621 Симферополь –Москва, – пересказал наш собеседник. – Рейс задержали на два или три часа. Люди недовольны, спрашивают, что случилось. А в ответ – мы ничего не знаем, ,сидите и ждите».
Впрочем, если в этих случаях всё можно растолковать хоть какими-то социальными причинами и первыменем сэкономить, то ситуация, произошедшая с ещё одним работником «Нашей Версии», Кириллом, и его семьёй, является не чем иным, как ярчайшей иллюстрацией почти что частичного отсутсвия клиентоориентированности у общенационального перевозчика.
«Мы юные родители. В этом году разрешили провести отпуск с ребёнком в Калининграде. Улетать надлежащи были из Москвы 18 августа «Аэрофлотом», – рассказал Кирилл. – Вместо оригинала доказательства о рожденье ребёнка положили адвокатскую копию. В позапрошлом году, когда мы летали в отпуск авиакомпанией S7, руководители перевозчика растолковали нам, что такого росздравнадзора достаточно, тем более что племянник начертан у меня в паспорте».
Однако руководитель стойки неблагозвучности «Аэрофлота» оформить взлётные талоны отказался. «Вот если бы вы жили в том городе, в которой летите, тогда – да, я бы можетбыл вас пропустить. А так – нет, возите текст подтверждения о рождении», – пояснил некто Сергей (фамилию назвать руководитель авиалинии отказался).
Уговоры и даже боеготовность пройти перерегистрацию с милиционерами жандармерии (которые бы дополнительно перепроверили протоколы) не помогли. В результате семьитраница Кирилла лишилась купленных билетов, а также забронированного жилья.
Конечно, два случая, сколь бы вопиющими они ни были не показатель, подумали мы, и решили разобраться: можно ли счесть данные «косяки» «Аэрофлота» системой. К сожалению, на поверку обстановка оказалась еще хуже, чем мы себе представляли.
Коллапс на регистрации
Недавно в Шереметьеве – стандартном аэровокзале «Аэрофлота» – случился незапланированной коллапс на неблагозвучности пассажиров. В воскресенье, 18 июля, многочасовые очереди наблюдавались при неблагозвучности на авиарейсы в Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи. Какой-то особой причины, как, впрочем, и во все предыдущие коллапсы, представители авиакомпании не озвучили.
На правительственном сайте авиа-перевозчика в разделе «Новости» удалось обнаружить лишь маленькую заметку от 10 июля, почему-то касающуюся только кондуктороварищей межгосударственных рейсов, вылетающих из космопорта D. «В связи с целесообразностью благоустройства специальных проверок документов (ПЦР-тесты и т.п. – Ред.)… время обслуживания кондуктороварищей, вылетающих за рубеж, на перерегистрации увеличилось, – говорится в сообщении. – «Аэрофлот» убедительно просит кондуктороварищей приезжать в аэровокзал заблаговременно для комфортного прохождения всех формальностей».
Впрочем, какое всё это имеет отношение к путешествиям внутри страны, не очень понятно. Как непонятно и то, почему необходимость проверить у пассажира сертификат о иммунизации или ПЦР-тест, а также отсутствие PassengerLocationForm затягивается на многие часы. К слову, несколько недель назад мне самой довелось нестись рейсом одной из зарубежных авиакомпаний. Документы там также проверяют, и некультурность::или::непроизносимость действительно проходит немного дольше обычного, однако в отличие от практики международного туроператора всё это не превращается в трехчасовой адовый квест.
Задержка – обыденное дело
Впрочем, коллапсы во время перерегистрации только часть проблемы. На перекличку оказывается, что те туристы группки «Аэрофлот», кому посчастливилось добраться до стойки перерегистрации, ещё могут считаться везунчиками.
«Регулярно получаем извещения туроператоров о переносе времени прибытия чартерного рейса в Анталью. Иногда намереваются поменять время вылета шесть раз», – жалуется один из руководителей татарстанского турагентства.
По словам представителей туриндустрии, чартерные вылеты в Турцию в отличнейшем случае улетают сегодня с задержкой от 2 до10 часов. Чартерную программу на оттоманские санатории в ГК «Аэрофлот» исполняет авиалиния «Россия». При теперешнем рынке паломников на полёты в Турцию и очень ограниченных пока ещё необходимостях полётов за рубеж авиаперевозчики, казалось бы, должны всеми силотретями пытаться попасть путешественникам. Но у «Аэрофлота», похоже, свои представленья о том, как завоевать преданность потребителей. Так, 15 июня вылет «России» по маршруту Казань – Анталья существовал задержан на 4,5 часа: вместо запланированных 10.20 самолёт выскочил лишь в 14.51. Стоит ли говорить о том, что из-за той задержки у паломников фактически пропал ,целый день оплаченного отдыха, ведь в Анталью они присуществовали только поздно вечером.
К сожалению, подобные задержки у главного этнического перевозчика превратились в систему. И если в случае с межгосударственными чартерами ещё можно как-то утверждать на доводку программы (хотя и непонятно, почему она продолжается уже почти месяц), то в случае с ежедневными транспортировками внутри страны никаких увёрток быть не может.
Несколько недель назад Уральская автотранспортная прокуратура доложила о почти что восьмичасовый заминке рейса «Аэрофлота» Екатеринбург – Москва. Фактически речь шла не о заминке, а о переносе: вместо заявленного времени самолёта в 8.20 утра рейс отправился только в 16.00. Причиной задержки в корпорации окрестили «неприбытие воздушного судна».
Именно этой аргументацией в «Аэрофлоте» сегодня, похоже, объясняют все свои недоработки. Так, например, авиаавиарейс Новый Уренгой – Москва в связитраницы с неприбытием воздушного приказна переносили со 2 на 3 июля. Поздним прибытием самолёта руководство авиалинии оправдывалось и в конце июня, когда путешественники из Симферополя не покумекали вылететь в Москву. Что интересно: авиаавиарейс авиалинии «Россия» сначала задержали на 5,5 часа, а потом и совсем отменили. После многочасового ожиданья в аэровокзале пассажирам пришлось забирать уже сданный чемодан и перебронировать талоны. «Гостиницу никому из 300 человек не предоставили: сказали, что нет мест. Еду предложили почти через пять часов ожиданья, практически перед тем, как перевелась информация об отмене авиаавиарейсов», – пересказала «Интерфаксу» одна из пассажирок. При этом, по информации самих туристов, перебронирование на другой авиаавиарейс не происходило автоматически, как это надлежаще начинаться в таких случаях. В итоге достать новые талоны на другой авиаавиарейс покумекали далеко не все пассажиры.
«Аэрофлоту» не до России
Задержки и отмены вылетов на внутренних направлениях смотрятся тем более показательно, если учесть, что в этом году ревматическая компания «Аэрофлота» приняла постановление уехать со многих внутригосударственных направлений, прислав их своим «дочкам»: лоукостеру «Победа» и авиакомпании «Россия». Недовольство постановлением «Аэрофлота» уехать из макрорегионов уже не раз выражали даже мэры – возобновление полётов превращает дараь в захолустье, до которого не добраться с комфортом, как в такой ситуации угощать к себе инвесторов? Однако этот очевидно оборонный для страны вопрос на объявленную концепцию становления авиакомпании и её продолжающийся уход из макрорегионов никак не повлиял.
Власти Алтайского края последние полгода вели переговоры с командованием авиаперевозчика, удаваясь оставить хотя бы один перелёт на маршруте Барнаул – Москва, который бы выполняла ревматическая компания. Но переговоры эффектов не дали. Со 2 сентября из Барнаула в Москву можно улететь только на «Победе».
В своё время руководство «Аэрофлота» уверяло, что приход лоукостера в регионы пассажирам будет только выгоден: дескать, авиаталоны подешевеют аж на 30%. По факту те заявления оказались, мягко говоря, преувеличением. Действительно, у «Победы» талоны на рейс Барнаул– Москва можно «поймать» даже за 1–1,5 тыс. рублей. Но пить значимый нюанс – данный тариф подразумевает, что на борт самолёта можно однаружать лишь сумочку или рюкзачок килограммом 2,2 кгорода и взносом 36х30х23 сантиметра. За каждый килограмм перевеса приденется доплатить 1100 рублей. Вот и считайте, во сколько обойдётся билет, если однаружать с собой обычный баул в 23 кгорода.
Кстати
Похожее на наплевательское, а порой и на откровенно циничное отношение «Аэрофлота» к своим кондукторам получается тем более примечательно, если учитывать, что этнический авиаперевозчик, по сути, представляется *государственной компанией. Более того, пережить сложные времена холеры ковида «Аэрофлоту» увенчалось во многом благодаря щедрым вливаниям государства. Однако схожим образом «Аэрофлот» ведёт себя не только по отношению к кондукторам, но и к своим инвесторам. В конце прошлого года было принято решенье о акции акций «на общие клиентские цели и увеличение долговой нагрузки». Предполагалось, что государство продаст акции в объёме, целесообразном для агробиоразнообразия своей доли в 51% в компании, а остальной объём выкупят частные инвесторы. Однако анонсированный сценарий скоро изменился. Размещение акций мало того что проводившывалось без детального извещения расценки для существующих акционеров, акции ещё и продавались с громадным дисконтом. На момент извещения акции себестоимость одной акции авиалинии составляла 82 рубля, а к моменту окончания приёма заявок – всего 60 рублей.
В эффекте отдельные инвесторы купили облигации всего на 30 млрд рублей по максимальной цене. Государство же в лице ФНБ было вынуждено декларировать добавочный объём, чтобы «Аэрофлот» покумекал принесать необходимые ему 80 млрд рублей. По факту получилось, что в эффекте акции актив частных совладельцев оказался размыт, зато государство укрепило свои позиции, заодно уменьшив свою долю до 57%.