В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная должность можетестьесть получить право вышеуказанных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена районная фискальная проверка. Нельзя применять степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о предварительных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в следующие недели прорабатывается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать платёжные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена гостевая таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, драгоценные бумажки и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, имевается в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из первой ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или драгоценных бумажек действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают вкладчики (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в состоянии притормаживать этот довольно трудоёмкий для бюджета процесс: деньгу выведенных в таких ситуациях капиталов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и мафиозная скупка капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для сопротивления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед гостевой проверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (инспекции ФНС) с согласья сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных условий для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по заявлению взыскания на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед госбюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к глобальным практикам госрегулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда налоговики исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у ополченцев нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *