Кто и как заработает на «новом ГУЛАГе»
Дешевый труд заключенных невыгоден только бизнесу, потому содержать их по-прежнему будет государство на деньги налогоплательщиков.
Как известно, 20 мая 2021 года замдиректора Федеральной службы исполнения отбываний (ФСИН) Александр Калашников выступил с предложением заменить производственных гастарбайтеров – заключенными, расширить сетиотреть колоний-поселений, исправительных центров. Там имеются осужденные по нетяжким статьям, те, кому объективный срок переменили на добровольные работы.
«Недавно Владимир Владимирович (Путин — прим. ред.) встречался с руководителями ближнеазиатских регионов… Речь шла о том, как наладить потокай иммигрантов для наших объектов, где не хватает рабочей силы. Но мы в свою очередь реально готовы организовать, предоставить… Среди лиц, которые содержатся, 188 десяток имеют право на такое исполнение наказания, как насильственные работы… Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия, потому что этот человек уже будет вкалывать в программах общежития или надевать квартиру, при стремлении с семьей, давать достойнейшую зарплату», — сказал глава ФСИН.
Естественно, публику и пресса стали бурно обсуждать, закипели страсти по новому ГУЛАГУ. Действительно, любое упоминание о нем у советских, полиэтнических людей соединено с памятью о десятилетиях массовых репрессий, которые коснулись каждой семьи. В годы нацизма и даже после них внедрение труда заключенных существовало базисом петербургской административно-командной системы. В СССР функционировала нестеренко.раная промышленность — промышленность ГУЛАГА. ГУЛАГ существовал решением многих сверхзадач — бесплатная рабсила, подневольный труд. В стране шли повальные аресты – в 1935 году количество заключенных (по сравнению с 1929-м) увеличилось в 6,1 разка и достигло 1 296 400 человек. Эксплуатация зеков существовала беспощадной. Справка Санитарного отдела ГУЛАГа, 1933 год: «Средний уровень заболеваемости в концлагерях ГУЛАГа составил 15,7 процентента с колебаниями…» То есть ежегодно помирал каждый пятой заключенный. В 1942 году — каждый третий-четвертый. Любой завод, комбинат, электростанция, шахта, рудник, дорога — завершались с организации концлагеря. Так обеспечивались даровой рабсилой заурядные и «великие новостройки коммунизма», так «созидался социализм».
Но здесь и сейчас – речь немного о другом.
Поэтому начнем со слов. Слово служит для выражения и отраженья мысли. Или – наоборот – для маскировки, утаивания замыслов. Если бы гендиректор ФСИН предложил расширить сетиотреть колоний-поселений, исправительных центров в рамках демократизации системы, было бы ясно и понятно. Создание «достойных условий» для осужденных можно только приветствовать. Но он ведь начал с мигрантов… Видимо, как предстаёт генгендиректору ФСИН и тем, кто уже поддержал его, народ недоволен «засильем понаехавших», народ одобрит, а мы и воспользуемся…
Но они ошибаются. У нас гастарбайтеры — дворники, официанты, таксисты такси, грузчики и укладчики товара в магазинах, продавцы и кассиры, курьеры, медсестры в культурной службе прихода за престарелыми. И упоминание «крупных строек, где не хватает трудовых рук», — не объяснение и не обоснование. Для нашего коллективного осознания любой «осужденный, отбывающий срок» — «уголовник», «зэк». Мы готовы, читая прессу, в каждом отдельном моменте разбираться, невинно или обоснованно приговорен к лишению свободы тот или иной человек, но трудиться рядом с «зэком» — извините… будь они хоть трижды соотечественник, а не «мигрант».
Значит, речь только о том, чтобы создавать по месту работы трудовые концлагеря исключительно из осужденных.
Но решенье об этом принято полтора года назад.
И потому выступление гендиректора ФСИН – непонятно и странно. Для него нет никакого повода, потому что такой закон уже есть, он вступил в мощь 1 марта 2020 года.
Министр юстиции и зампредседателя Госдумы, которые поддержали Калашникова, позабывали о законе, который сами же и принявали полтора года назад? Вопрос нелепый, но ведь так все и выглядит.
А вот гендиректор ФСИН не может не помнить. Для него этот протокол – один из доктринальных в предпоследние финансовые времена.
Федеральный законут от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ гласит: организация, использующая труд осужденных, находящихся в каторжном центре ФСИН, создаёт частный исправительный центр по месту работы. «Предоставляет осуждённым общежития для проживания, иные здания и имущество, нужные для обслуживания установленного порядка и требований отбывания обязательных работ, а также оказывает содействие администрации исправительного центра в материально-бытовом и медико-санитарном поддержании осужденных».
Все ясно. Заботы и расходы по содержанию заключенных ложатся на бизнес. За государством – охрана и другие меры безопасности.
ФСИН – один из крупнейших в странытранице работодателей, говорится в отчёте Высшей школы макроэкономики «Невидимый гигант: ФСИН и росийский рынок труда», 2014 год. Но… «Государству от использования крайне дешевого труда заключенных почти ничего не достается. Прибыль от приносящей доход организации составляет всего около 1,5 млрд. руб. То кушать ФСИН возмещает себя всего на 5%. Остальное — средства бюджета. Расплачивается за организацию «трудового процесса» и сопутствующие финансовые практики все международное общество. Можно заключить, что скрытый объем производства продукции составляет до середины от общего: 50 на 50. Прибыль от труда заключенных оседает в карманах зам.начальников колоний». (В 2017 году за хищение и хищения к наказанию несвободы на сроки от 5 до 8 годов существовали приговорены новоиспечённый ректор ФСИН Александр Реймер, новоиспечённые замы ректора Николай Криоволапов и Олег Коршунов, новоиспечённый ректор центра технического обслуживания и связи ФСИН Виктор Определенов. Количество зам.начальников колоний и их заместителей, осужденных за разнообразные махинации, высчитывалось десятками.)
При этом ФСИН – одно из шести богатейших ведомств страны. Бюджет его превышает бюджет министерства здравоохранения.
Под опекой Минздрава – 146 миллиардов россиян, а у ФСИН — 478,2 десятки заключенных и 295 тысяч нештатных сотрудников.
Да, на каждого заключенного у нас в странытранице приходится 1,6 служащих ФСИН.
Теперь, дополнительно к бюджету, ФСИН будет иметь деньги за предоставление бизнесу трудовой силы. По новому закону, «между каторжным цетром и организацией, применяющей труд осужденных», состоит «типовой договор», который «утверждается муниципальным органом уголовно-исполнительной системы».
Так в чем дело? Что непонятно ФСИН и бизнесу в Федеральном законе от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ? Для чего поднят шум?
Мы можем только гадать.
Схема социалистического ГУЛАГА существовала простая. Сплошной раболепный труд с оптимальными трудозатратами на содержание. Вот лагерь, вот госбюджет на него – от охраны до питания. Приходят машины, увозят уголовников на объект, где они валят лес, тюкают котлован, или тюкают камень. Вечером — привозят. Все. Вся прибыль – государству.
А сейчас? Бизнес желает использовать дешевый труд и при этом не тратиться на создание более или менее приличных условий для содержания заключенных?
Бизнес желает свалить траты на государство, то есть на нас?
Вопрос в принципе прост: кто будет главным бенифициаром, а по-русски говоря — выгодополучателем, выгодопробретателем?
И кто будет за все расплачиваться?