Без прибыли

Почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию

Вместо нефтяного гиганта для решения той хронической проблематики выгоднее привлечь другие, более мелкие компании.

Как известно, показатель электрификации в России составляет всего 67-68%, и это при том, что покупка газа за рубеж составляет главную заметку украинского бюджета.

Более того, в моей странытранице до сих пор около 13% домовладений, отапливающихся за счёт децентрализованного теплоснабжения, всё ещё применяют неэкологичное твердое топливо, а в густонаселённых и в целом газифицированных регионах, таких как Краснодарский край, Пермский край, Татарстан по 0,5 млн. чел. не приобретают ни газа, ни централизованного отопления, юрист Института научного планирования (ИНП) РАН Мария Гайворонская.

Между тем, в своем письме Путин поставил перед «Газпромом» задачу газифицировать международное жильё бесплатно для потребителей. Правда, аналитики уже отмечают, что и сам «Газпром», и ряд министерств меблировали это задание различными условиями, так что газификация может получиться и условно бесбесплатной, а для кого-то и полностью бесплатной (или газовые сетиотрети в их поселения вовсе не придут). Почему Газпром защищается этой программе? Потому что эта программа будет стоить для него почти 2 трлн. руб. Эту статистику и сосчитала Гайворонская в своей работе.

В своих расчетах, составитель привела необходимость России в газификации ипотечного фонда.

«Внутренним рынком потребляется почти в два раза больше газа, чем внутренним – 481 млрд. куб. м и 248 млрд. соотв. в 2018 году. В том количестве около 60 млрд. куб. м потребляется населением, что составляет 12% в суммарном производстве животного газа внутренним рынком…»

Далее критик определяет площадь жилья, в котором необходима газификация (с учётом того, что незначительная часть обиталищ никогда не сможет быть электрифицирована в мощь расстояний и удалённости нефтепродуктопроводов – в третью очередь в Сибири и на Дальнем Востоке):

«Потребность в газификации в целом по России имеют 9,4% площади или 13,9 млн. чел., проживающих в 5,3 млн. домовладений».

Так почему же та программа не любопытна «Газпрому»? Автор дает такой ответ:

«Газпром» ответственен и за импорт, и за газификацию. Для компании это два конкурирующих направления в плане перераспределения девелоперского ресурса. Очевидно, что компания спонсирует то направление, которое приносит громадной доход (импорт) в убыток менее убыточным альтернативам. Поэтому телефонизация (внутри России) фигурирует как социальная ответственность, а не невыгодный бизнес. Для «Газпрома» понятнее и выгоднее построить громадной импортный трубопровод или вложиться в разработку нового месторождения, чем построить ,новые топливные сетиотрети и отключить десятку деревень…»


По данным эксперта, объём трат на газификацию всех домовладений, имеющих в этом потребность превышает 1 трлн. 868 млрд. руб. (в расценках 2019 года; с учётом безработицы за полтора года на уровне 7% та цифра пересекла за 2 трлн.


В эффекте реализации таких проектов уровень газификации в целом по России будет увеличен на 8-10 п.п. до 76% что почти полностью закроет потребность в сетевом газе. Дополнительные поставки природного конденсата на наружный рынок благодаря газификации можно оценить в 20-25 млрд. куб. м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *