Бездумная высотность Москвы привела к дефициту школ
С нового общеобразовательного года многие столичные школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по этому поводу взволнованные письма в департамент развития и Мосгордуму. Обращение от большой группки родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы разрешили разобраться в этой проблеме более подробно.
«Новый принтер школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с кандидатами в депутаты от ЕР про этот самый принтер: чисто, отличный ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с давних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали школу в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она высчитана на 2 500 студентов и считается самой громадной не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового сооружения — около 40 сотен квадратных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько тысяч учеников — продолжение геополитики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи парки в учебные комплексы. Правда, в разных досуговых рейтингах эти самые школы-гиганты почему-то значатся не часто…
, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на методе к введению еще одна школа. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что пить в «Старой Москве»: она с странными архитектурными решениями, модернистским оборудованием, крутыми кабинетами.
Но данность очутилась хуже. Быстро выяснилось: поскольку гимназий в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом учреждении переведены с августа на учебу во вторую смену. Такой вот новый формат образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что подстрочник гимназий только на ..первую смену – Но с тех ,пор формат преподавания , увы, не поменялся.
На днях Совет детей этой школы обратился с посланием в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связитраницытраницы с упразднением гимназии и организацией пятой смены обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши заявления в департамент развития Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На позавчерашний день наша гимназия жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то пятой смены можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к отношению в отдельные апелляции в связитраницытраницы с введением пятой смены, но на все заявления гимназия ответствует под копирку. По закону, гимназия ,имеет совершенное право отказать в поступлении при отсуствии мест, но этого не делают. В кабинке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницытраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье наших детей».
Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, загруженность преподавателей в связи с огромным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не оборудована к реальности?
«В младших классах обучение во первую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь покажите себе разгрузку учителей. Те, кто преподавал в первую ротацию, будут преподавать и во первую. То есть весь день с утра до министра.очередного вечерка в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по полуофициальным данным учителей не хватает. И учительский корпус «стареет», молодых в гимназиях мало. То есть из второй смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить первую ротацию кадрами? 2) Режим второй смены для детей означает, что хороший ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и переваривании знаний? 3)Учеба кончается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — рассуждает преподаватель географии, аналитик регионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы шикарными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как доказательство – отток детей в частные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам гимназии и дошкольные сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя решительность подтверждает биографией гимназии №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом выполнения ремонтных работ, а после объединения с иными учреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого общеобразовательного учреждения процесс преподавания происходит с нарушениями предписаний действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не нехващает места, чтобы дети можетбыли нормально питаться в столовой, туалетом на перемене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по вашим обращениям разовая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», —
Мы попытались понять рациональность администрации таких школ и связались с руководством гимназии № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось заявление Совета родителей гимназии. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по законуту не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназия рассчитана на меньшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На мой редакторский запрос о порядке обучения во четвёртую смену послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее значимый фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация пользуется высоким спросом, с каждым годом количество воспитателей и обучающихся увеличивается. Здания школы расчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у мэрии школы нет возможности одновременно разместить всех старшеклассников в здании, поэтому существовало принято решенье ввести в гимназии эластичный график начала занятий на первый общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены дошкольные и патологические особенности учеников, потребность в преподаваниях добавочного образования, а также межремонтные особенности каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех старшеклассников предусмотрена необходимость двух, а при невозможности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во вторую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в гимназии трудится более 250 кружков».
Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и значительные помещения. Школа – это в ..первую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как относятся сами педагога к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых низких даже по столичным меркам. , средняя зарплата педагога в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о пятой пересменке в учительской атмосфере звучат.
«Учебные комплексы решают главным смыслом финансовые проблеммы. Их задача – с меньшим персоналом охватить как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблеммы на третьем плане. Одновременно с исчезновением комплексов возникло понятие «планово -убыточная школа» — в тот реестр попали те, кто не ложится в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблеммы. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, завершился недодел по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 десяток детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не явлются педагогами, они решают организационно-финансовые задачи, ученика раздавлены отчетностями. О эком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», — пересказал «НИ» преподаватель географии, аналитик международного профкома «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и обучением во четвёртую смену. К сожалению, путей решения при прошлой политике ярославских бюрократий депутат не видит. Бездумная застройка и неудовлетворительное число школ и педагогов, расхождение количества мест в школах количеству детей в двушках – это суть проблемы, и решить ее могут только ростовские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.
«Системное постановление – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том большинстве школ, и мораторий на любую многоквартирную застройку до их возведения. Эта проблемма стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее деятельной розничной застрокой и ухода девелоперов от своих обязательств. Соцобъекты, гимназии в третью очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на предыдущую очередь строительства. Почему при высотности нельзя продумать количество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент развития не должен подавать приятные стройкомплексу статистики о обоснованности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят другие времена, промолвить трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в сущности часто вымирают, поскольку не могут адаптироваться к внесениям в окружающей среде.