«Кортеж» не запустился в небо

Конструктор дизеля четвёртого международного бизнесджета оказался под следствием

Как стало известно “Ъ”, ярославские трибуналы начали разберться с судебным делом коменданта подотдела турбореактивного двигателестроения Центрального факультета авиационного двигательостроения имени Баранова (ЦИАМ), влиятельнейшего в своей отрасли конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он желал переоборудовать автомобильный двигатель от мерседеса Aurus для нижайших должностных лиц государства под двигатель и установить его на первый полиэтнический бизнесджет. Но замыслы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.

Уголовное дело шестидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным управлением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, было передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после изучения сторонамтраниц с материалами в них были внесаны «существенные изменения». К делу приобщились «новые росздравнадзоры и вещные доказательства», на бланке изучения появились «приписки и исправления», а представитель потерпевшей сторонамтраницы и вовсе заявил, что в протоколах за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит вынесать «законное и несправедливое решение», вернув материалы следователю для устранения нарушений.

Прокуратура не узрела нарушений в материалах, которые сама недавно утверждала, оспорив это решение. Против возврата была и нотариус Екатерина Клепнева, полагавшая, что допущенные расследованием ошибки учтет суд, а ее покупатель исходатайствует дополнительные шансы на оправдание. Однако горсуд вотировал доводы обеих сторон. «Поэтому принятое решение мы оспорили в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” защитник Клепнева. Апелляционная же инстанция вернула дело в Лефортовский суд, где его рассмотратят в ином составе.


Поводом для судебного гонения конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового турбореактивного авиадвигателя, условно определённого как «Пилот-2».


Ответственный за этот контракт замначальник отдела Финкельберг привлек к деятельности ООО «Зеленпарк», заключив с ним контракт о разработке и поставке факультету двух компьютерных модулей управления «Пилотами» общей себестоимостью 4,484 млн руб. Заказчик оплатил модули, получил и установил их на многоопытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.

«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время начатой в ЦИАМе финансовой проверки: расценка электрооборудования для достаточно примитивных моторов душевного сгорания мощностью всего 50 л. с. показалась страховщикам завышенной. Они вызвали для объяснений импортёра устройств, гендиректора и единствёного учредителя «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что прикупил устройства в магазинчике автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с новыми паспортами, которые «набрал на смартфоне и распечатал». Раскаявшийся банкир не заинтересовал налоговиков. В уголовном деле, возбуждённом позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую принесать более 10 000% прибыли от одной сделки с институтом, проверили по частичной программе.


Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не можетбыл вести некоммерческую деятельность, поскольку не имел своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для выполнения работ.


Сомнительную репутацию фирмы подтверждала и учётная отчетность: ее доходы оказались почти равны расходам, а прибыль — минимальной. «Зеленпарк», по предположению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет использовался «для реэкспорта средств и обналички».

Проверка установила, что в 2013–2015 годах фирма выполнила три заказа. Она получила 5,546 млн руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за разработку некой документации, 4,484 млн руб. от ЦИАМа за поставку компьютерных блоков и 1,6 млн руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических работ по двигателям». При этом после разработки каждого контракта фирма расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства директор «Зеленпарка» просто надевал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».

На допросах обвиняемый Финкельберг и свидетель Талала фактически признали версию правоохранителей об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих службах во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиамоторы в АО «Машиностроительный комбинат “Агат”» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” близкий к расследованию источник, «по дружбе» командир отдела ЦИАМа и отказался выкупить у банкира модули по завышенной цене. Из этих же соображений, по убеждению собеседника “Ъ”, частично принадлежащий господину Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил замгендиректора «Зеленпарка» опровождать свои работы за 1,6 млн руб. Лев Финкельберг, как следовало из его показаний, обращал своего неопытного коллегу и кореша к сотрудничеству, что называется, не глядя — он просто названивал Сергею Талале и договаривался с ним. По версии следствия, поставленные сослуживцем модули в сферах проекта «Пилот-2» командир отдела даже не перепроверил на демонстрационных макетах ЦИАМа.


Следствие в итоге сочло сделку с агрегатами фиктивной. По воззрению полиции, господа Талала и Финкельберг организовали ее для личного обогащения.


Стоит отметить, что из-за претензий полиции Льву Финкельбергу приделось отложить планы об участии в создании первых международных самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его подотдел в ЦИАМе планирует оснастить эти самолеты переделанными 4,4-литровыми нагнетателями с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые определяют на полиэтнические автомобили представительного класса проекта «Кортеж», в том числе на джипы Aurus Senat.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *