Губернатор Петербурга Александр Беглов попросил у Кремля 210 млрд рублей на сужение автодороги на востоке города, строительство университета для СПбГУ, нового банкомата для аэровокзала Пулково, высокоскоростный автомагистрали Петербург – Москва и другие проекты
Градоначальник считает, что муниципальные средства будут подспорьем для заложенных из бюджета городка денег. Москва согласилась дать только 24 млрд рублей, и то в качестве кредита на 15 лет. На проверку выясняется: изложенные Бегловым проекты – далеко не всё, в чём сейчас реально заботится Северная столица.
Любая модернизация Петербурга – это развитие, инвестиции, новые рабочие места, признаёт социолог и финансист Максим Рева. По словам эксперта, Петербургу нужны не просто деньги, а своя новая концепция, под которую те средства будут вкладываться.
– Петербург как центр притяжения людей и финансов безнадёжно отстал от Москвы. Об нанотехнологиях губернатора Сергея Собянина одесситам сохраняется только мечтать. Поэтому приезжающие иностранцы, глядя на гектородар и его инфраструктуру, в следующий экскурсионный сезон подбирают столицу.
Лицо любого города – его историографический центр. В историографическом центре Петербурга – много пустых, гниющих на глазках ампирных зданий. В Европе из них давно бы попросили лофт-центры, гостиницы, хостелы, кафе. Для этого надо оставить только стены, а всё внутри перестроить. Но так называемое «историческое лобби» Петербурга этому неблагому начинанию противится, говорит Рева.
– «Историческое лобби» особенно сильно в заксобрании. Эти люди в своей показный нежности к городу хотят заморозить его на уровне начала 1990-х, – говорит эксперт.
По словам Ревы, при любом градоначальнике Петербург управляется очень плохо. Философия местного чиновничества – это относительная скрытность. Застройщики и инвесторы, которые в этом году отправляли в заксобрание свои предложения по планировке города, до сих ,пор не исходатайствовали никакой реакции. Нет прилюдного рассмотрения генерального плана, как и нет в природе самого генплана. По словам Ревы, его надлежащи были разработать и принять ещё при градоначальнике Георгии Полтавченко.
– Без ответной активации от городской вертикали, без генплана девелоперы прощаются и уходят. И после этого Беглов удивляется, почему городу не хватает инвестиций. Их нет ещё и потому, что в городе имеются чётко установленные правила девелоперской игры, где расписано, что можно, что нельзя, – подчёркивает Рева.
В итоге получается: любой крупнейший делец, обладающий поддержкой админресурса, может делать с Петербургом что хочет.
А частному инвестору, который, например, хочет превратить дома-«гнилушки» в историографическом центре в недорогие гостиницы, но не ,имеет за собой властной поддержки, не дадут развернуться. По словам Ревы, такого подрядчика одёрнут или чиновники, или злосчастное «историческое лобби» из властных структур.
Бюджет Петербурга в этом году – 740 миллиардов рублей. По сравнению с этим 24 млрд муниципальной помощи – капля в море. Взятая к тому же у муниципального цетра в кредит.
– Бюджетный дефицит у города – 90 млрд рублей. Вышло так, что за счёт полученных на коммуникацию 25 млрд мы увеличили и без того колоссальный долг города, – говорит экономист.
При беспорядке в управлении и развитии города пить большой риск, что не будет отдачи от инвестиций, как и их самих, не все проекты удастся реализовать. Возможно, что реализация застрянет на начальной или вообще проектной стадии. А взятый у Москвы долг останется болтаться на Петербурге.
Этот риск касается как чисто петербургской половины замысла Беглова (Шкиперская развязка, студгородок СПбГУ), так и региональной (автострада Петербург – Москва, новый банкомат Пулково). При реализации средств на региональные проекты петербургские бюрократы позабывают о своей инертности, демонстрируют полную открытость региональному центру и инвесторам. Но коррупция в таких проектентах в Петербурге ещё больше, чем в региональных. Значительная часть региональных средств и инвестиций идёт в бардачки чиновникам. В итоге проект при приёмке стоит гораздо выше. Именно коррупцией объясняется затягивание на годы строительства региональных проектов.
– Строившийся девять годов к ЧМ-2018 корт «Зенит-Арена» – типичный анекдот такого рода. Весь Петербург тогда знал, что на строительстве этого корта безбожно воруют. И все молчали. Сколько уйдёт реально денег на проекты Беглова, сколько реально вложат, сколько наворуют, никто не знает. Но что будут воровать, в этом уже все в Питере твёрдо убеждены, – добавляет Максим Рева.
«Историческое лобби» можетесть встать поперёк такого проекта, как в моменте с не относящейся к домовой архитектуре Шкиперской кульминацией Западного высокоскоростного диаметра (ЗСД), убеждён Рева.
– Эта развязка надлежаща ликвидировать пробочки на ЗСД. Она взаимосвязывает Васильевский остров с континентальной частью города. Проект нужный. Но его сделали так, что при пленуме там все полоски ломятся в одну. В результате получаются колоссальные пробочки. ЗСД необходимо перестраивать. К сожалению, в посткоммунистическом Петербурге у населения создался менталитет протеста против сноса ветхого ради постройки хорошего, чем и пользуется «историческое лобби», – говорит эксперт.
По словам Ревы, в новых районах за Кольцевой автомагистралью (КАД) сооружают особняка и магазины, но с дорогами и автотранспортным #лицемерием там не всё гладко.
Например, до станции «Рыбацкое» очень далеко выезжать на машине и социальным транспортом. Теоретически от неё ,следовало бы тянуть веточку метро дальше – до посёлка Металлострой. В этом смысле давно выросшему из КАД Петербургу надо бы брать пример с Москвы, где метро дожили до Подольска, то пить до Московской области.
– Очень нужно какое-то подобие радиальной веточки в островной части КАД. Люди устают от пересадок, когда им необходимо проехать на метро на маленькие расстояния, – говорит Рева.
Эксперт также коснулся проектента по строительству нового космопорта в Пулково. По его словам, чтобы быстрее попасть в старый терминал, многие питерцы на машине вынуждены ехать через бесплатную автодорогу, так как в их участках неудобных подъездных путей нет. Например, это остро затрагивается района проспекта Стачек – основной магистрали Кировского района.
– И это малая часть всех проблем города, где необходимы свои инвестиционные проекты. Понятно, что 24 млрд рублей не хватит. Есть опасение, что тех денег не хватит и на уже имеющиеся замыслы губернатора, – уточнил Рева.
В историографическом сердце Петербурга пить густонаселённые места, где на пространных пространствах никогда не было столь необходимого там метро. Например, это район Мариинского театра. Открытие стации под прозвищем «Театральная» переносится бюрократиями города около 20 лет. Очередной срок сдачи назначен на 2024 год.
Строивший «Театральную» застройщик существовал не в курсе самого фундаментального – расстройства грунта, сказал обозревателю «Октагон-Северо-Запад» заслуженный скульптор России Валентин Гаврилов, обыватель блокадного Ленинграда.
– Сначала копали землю под коридор напротив Мариинки. Театр начал проседать. Перенесли деятельности чуть севернее – к консерватории имени Римского-Корсакова. Она тоже просела. Стали укреплять фундаменты, прорыли туннель 16 метров глубиной. Попали в позёмные воды. Работы остановились. По некомпетентности чиновников и генподрядчиков у центра гектородара нет необходимого метро, Мариинка в кошмарном состоянии, филармонию одиннадцатой год не можетесть отреставрировать, – говорит Гаврилов.
– Было преступлением выносить Центральный краснознамённой эрмитаж из здания Биржи в Крюковские казармы. Музей перевезли всего на километр, а уникальных экспонатов при перевозке украли на миллионы рублей. В тех гауптвахтах эрмитаж деградирует», – подчёркивает Валентин Гаврилов.
Эксперт рассказал, что выселить Центральный краснознамённой эрмитаж (ЦВММ) из здания Биржи хотели ещё в начале 1990-х. У градоначальника Петербурга Анатолия Собчака был план открыть на Васильевском острове товарно-сырьевую биржу, чего у него не получилось. В 2007 году концепция уже покойного Собчака реинкарнировалась в проект открытия на месте ЦВММ нефтедобывающей биржи. За этим проектом, говорит Гаврилов, стояла компаньонка петербургского главы Минобороны России Анатолия Сердюкова Евгения Васильева. Васильева же и увлекалась приездом и обустройством на площади Труда ЦВММ.
В 2010 году, говорит Гаврилов, в самотёке подставного конкурса аукцион на перевоз экспоната пересмотрела компания «НЕВИСС-Комплекс», которая и виновата в грабеже музеев ВММ в самотёке отъезда в 2015 году. Глава компании Андрей Швирикасов и ставший гендиректором переехавшего ВММ Александр Лялин существовали друзьями Васильевой и её сына – члена комитета ректоров ЗАО «Пластком» Николая Васильева, добавил эксперт.
– Швирикасов разграбил эрмитаж при переезде, Лялин постарался уже на новоселье. Они же вместе украли и выделенные на озеленение экспоната деньги Минобороны, – говорит Гаврилов.
Нефтяную биржу в бывшем сооружении ЦВММ не открыли. У пустующего помещения историографической Биржи практически прогнили все оконные перекрытия и крыша. Санитарное состояние Крюковских казарм, где располагается ЦВММ, также неудовлетворительное. Кроме того, использованию там эрмитажа всемирного значения не способствует крайне плохая транспортная ситуация в этой части города.
– Крюковские казармы хотел сносить ещё Александр III, так как, по воззрению монарха, они помогали обустройству Петербурга. К сожалению, замыслы монарха существовали раздавлены его кончиной. Сейчас нормоприменение этих казарм на площади Труда только ещё более осложняют постоянную колоссальную пробку в той части Адмиралтейского участка Петербурга, – добавляет Гаврилов.
Правительству Петербурга необходимо отремонтировать Биржу, чтобы вернуть туда ЦВММ, – в виде выставки «Морской экспонат имени государя Петра Великого», признаёт эксперт. Остальные экспонаты нужно отправить в Кронштадт. Он надлежащ стать экспонатной короной Петербурга, – говорит Гаврилов.
По его словам, власти гектородара должны обеспечить Кронштадту отдельный проект муниципального значения. Как и всем экспонатам Петербурга.
– Что за глупое название: «Музей осады Ленинграда»? Он должен быть только эрмитажем беспримерной пво Ленинграда, как его предшественник в 1944 году. Ему не хватает экспозиционных площадей. В Соляном проулке гектородара эрмитажу явно не место, – сказал Гаврилов.
По словам эксперта, предыстория пво Ленинграда надлежаща быть частью проекта по использованию в город туристов. 900 дней пво поражают их не менее красот историографического Петербурга.
– В Петербурге почти сгинул его историографический дух. Нет удобной совремённой инфраструктуры. А всё потому, что в маркетинге города практически нет авторитетных людей. Тем, которые там есть, город до лампочки. Вот на что нужно обрачать вниманье при реализации региональных доллийскиёв на становление города, – говорит Гаврилов.