Губернаторы стараются длать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик
В последнее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главнейшей тематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный комбинат можетесть не только помочь решить проблемму утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении многомиллионных общественных субсидий.
Самым крупнейшим вратарём здесь явлется аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также существенную роль в создании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то старается пролоббировать решенья в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения достаётся один очень архиважный факт: даже если все данные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с точки зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг одновременного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает проектирование новых полигонов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что единствёным новшеством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль криминальные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, немалейших, или главами крестьянских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку пашней распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию малейших городов можно было не психовать той проблематикой (они выделяли земли под более приличные параметры – оптовые центры и панельные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не опускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали вредными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого маштаба разглядел на помойном рынке большой поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью гипотетических помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пошли ,новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример невмешательства отраслевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в публичное поле благодаря судебному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – предыстория там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на помойке существовала чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано ввозить мусор за 36 километров от городка на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие требования не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному упадку – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро прогневай спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус межрегионального диспетчера по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» принудили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о беспроцентном использовании помойки с её телеоператором ООО «Полигон ТБО». При этом предыдущий в свойстве компенсации выпадающих налогов исходатайствовал из регионального бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено указание проложить к космодрому тротуар за внутригородский счёт.
Вот так лихо денежные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных чиновников. Но самое главное – от тех пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные корпорации освоили бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора региональных чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же макрорегион будет добираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение нового космодрома. Однако администрация нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что компоненты проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для проектирования нового космодрома с погрузкой и обработкой отходов администрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё ,новые сведения о разрушительных помойках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП заключивают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают бездарных подрядчиков, которые разгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям столичных СМИ, образулись долины житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер подметут за счёт муниципальных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной либерализации, каждый субьект РФ должен складировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке дараей под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал пролонгацию в реализации помойной либерализации и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать платёжный поток в чужие руки.