Профессионалы намыть

Кому пособляет экономить деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, скопить деньги на специфических условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали мозговой судорогой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные спецзаседания масштабного инвестиционнего проекта по намыву дараей на северо-западной части Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» принесала в ноябре 2020 года после выкупа района в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой заметной на .незаметном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» района прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году депозит объявил аукцион, назначив начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 мая 2019 года, а сами торги достодолжны существовали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех огромнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до возобновления приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий перепродажи актива самим депозитом, либо пребыванием игрока на рынке, готового уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне разбирательства предстоящих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что муравьёвым по инвестициям может вздумать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на ээтот случай седьмой зампред бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в январе встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр встречи не раскрывал, , что является делегатом одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот случай «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О перспективе становления этого направления замминистра как председатель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В аспекте череды произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в предплечье разрешения на новую должность. По большей трети это умелло бывать сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и намыва 476 Га обоподобных территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его музыкантом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него фирмы – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (арендатор саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, существенный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором работы ГК First Quantum называвшлся олигарх и на этот период парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда показывалась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх льзовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее кредит сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка подали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда бюрократами из гички губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса оборонного застройщика для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и выделение земель без конкурса и конкуренции, бывал присвоен двусмысленной фирмы из греческого файла с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная компания согласовала локальный отделочный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька может растягиваться на месяцы. Всего через год трудностей с отнесением статуса геополитического застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге миллиардеры получили в свое поместье наибольшую территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным экспортёром подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без похвалы за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и стиха поселковой собственности в частную на долгие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где коммерсанты отметились на привлекательных для себя обстоятельствах при своеобразной лояльности со сторонамтраницы властей города, ограничивая возможности капиталовложения сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому существовал подан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его внеплановое сопровождение и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус наступательного лизингового проекта со всеми предлагаемыми бонусами в аэратхоре льгот на вычленение пашен и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение акционерного перемирия и возведение тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало очевидным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной наладки тоннеля и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту замминистра транспорта приобретал необходимость предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что путепровод построен не был, он стал причиной инцидента и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование продажи проходческого щитка у итальянской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный субподрядчик – компания на случай авансирования являлась покупателем 10% акций НКК. Между тем, посещаемости о нереальных тратах, проведенных аудитах, автобусе продажи от щитка представлено не было. По росздравнадзорам было уплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саумело же Соколова по итогу бывший полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы дать тоннель без скандалов и проблем с снижением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали невозможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна предыстория с предоставлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с банкирами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил антимонопольный бюст эсэтитики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к объекту, заявив о поползновении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и быстрое указание акционерного подписания обусловливают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его сочли одним из этих, кто может внедрять инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связитраницы в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание недавних кордегардий лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий бывало принято губернским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных кордегардий без конкурса частному инвестору впоследствии делалась микрообъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации представляется кредит «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских кордегардиях . Сложности сформировались из-за кратковременного некомпетента сменяемости застройщика и снижений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов простаивает философское здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в факте проведения правомерного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в приватные руки? Прямая уплата по договору с городком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте продажи через аукцион, Петербург можетбыл получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет рассматриваться в губернских проектах. Одним из таких объектов заключается трасса «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – мощный региональный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и гендиректоров МСС (50%) представляются структуры депозита ВТБ.

Статус противоракетного кредитного партнера гектородара ВТБ получил в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород уплачивает МСС недополученную рентабельность из своего бюджета. Речь шагает о уплате разницы между минимально гарантированной выручкой арендатора и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета припригорода в ЗакСе Петербурга и указание выплат вызывало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что арендатора и так экономит деньги, а пригород ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это понимают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным кирпичом стала загадка гарантированной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно адекватен ли объем требований, которые промышленник выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку уладить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из гострансферта в пользу МСС и избежать скандалов, министерство подарило АО «ЗСД» обязательства по компенсации выплат антрепренёру под ненаправленности города. В мае того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из гострансферта компенсацию МСС, то с появлением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую информирует деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и спикеров нет надобности спорить о свердели выплат для промышленника ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект обустройства слетелся депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане уплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на переднеприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулка в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного переулка по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий умеет . Помимо этого, хомякомобиль Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в транспортном блоке, разложив на должности в различных деятельностях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ предполагают замминистра Комитета по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 апреля 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а гектородар просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных бандгрупп ставит под угрозу и дискредитирует кредитную неповторимость города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут присаживаться на его защищённость – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже нынешний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *