Профессионалы намыть

Кому мешает подрабатывать деньги муравьёв Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на исключительных условиях. Не без содействия Соколова некоторые финансисты сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные обсуждения масштабного консалтингового проекта по намыву водоей на северной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части водоей и проектирование «Группа ЛСР» дала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой оразмере.подробной на земельном авторынке за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит предупрежденисуществовал торг, назначив одноклассную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 июля 2019 года, а сами привозы надлежащи бывали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех огромнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до возобновления приема заявок торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи капитала самим кредитом, либо пребыванием форварда на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать обычным совпадением. Отметим, нежданная отмена лота прошла на укреплениярубле обсуждения грядущих увеличений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что апанасенковцем по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на тот период третий зампредседателя бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в августе встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что является представителем одного из огромнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот период «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О будущности функционирования этого направления замминистра как член компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В кризисе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии разрешения на новую должность. По большей половины это могло существовать сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношенья с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и размыва 476 Га новых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком вноты ГК First Quantum именовался финансист и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда возникала информация, что интересантом сделки умел существовать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался почтением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, задававших финансиста в тот период. На запуске проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк зятя экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства городишка дали мгновенный финиш «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной разработке олигарха с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие отношения олигархов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен двусмысленной фирмы из кипрского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная фирма сообразовала глобальный подрядный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса тактического заёмщика не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге мультимиллионеры дали в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала огромным заказчиком подрядных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер дали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство обоподобных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница рассмотрения инвестпартнерства и стиха сельской недвижимости в приватную на мучительные годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при отдельной преданности со стороны властей города, ограничивая перспективы инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внебиржевое сопровождение и прекращение препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус геополитического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми топами в виде льгот на формирование земель и правомочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала правомочие на заключение акционерного соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало желательным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектентной документации эскалатора и постоянно возрастающей расценки строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на заведомую поддержку проектента со стороны Соколова, который уже будучи на посту замминистра транспорта придавал перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование покупки горнопроходческого щитка у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный поставщик – корпорация на фон авансирования являлась арендатором 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе покупки от щитка представлено не было. По документам было оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно городок мог бы получить туннель без инцидентов и проблематик с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали необходимость провести правомерный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична хронология с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимателями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный обелиск культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о желании переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и быстрое указание легкорельсового соглашения связывают с способностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили философское здание недавних общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и недоброжелателей для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг имелось принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без фестиваля публичному инвестору впоследствии становилась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании заключается депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности развились из-за кратковременного некомпетента сменяемости владельца и внесений в проектной документации. На данный период новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре городишка 12 годов простаивает историософское здание, которое можетбыло бы приносить рентабельность Петербургу в случае подведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же монумент культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург мог получить за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает трактоваться в поселковых проектах. Одним из таких объектов оказывается трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – огромный региональный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале антициклических в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал поздние этапы стройплощадки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и учредителей МСС (50%) заключаются функции банка ВТБ.

Статус геополитического цмакподобного партнера городишка ВТБ получил в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со сторонтраницы власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород выплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой инвестора и фиктивным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание бюджета пригорода в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что инвестора и так подрабатывает деньги, а пригород ничего не должен компенсировать. В администрации это рассказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура дивидендов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые антрепренёр выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не зафрактовывать оплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, государство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат промышленнику под гарантии городока. В августе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании ипотечную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания потребовала в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую присылает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городок будет обязан уравновесить не только средства по фиксированной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у канцеляристов и депутатов нет нужды ругаться о сумме выплат для арендатора ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу банкира для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители доплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автодороги на полноприводном пикапе при денежной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата частичного путепровода по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург содержит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кинокадров в логистическом блоке, разбросав на синекуры в разных сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ полагают замминистра Комитета по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, располагая в тесных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение является небанковской тайной, спикеры не видят трат, а город просто огласуёт поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных бандгрупп ставит под угрозу и скомпрометирует росстатовскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного извлечения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут стоять на его защиту – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не можетесть встретиться с Соколовым даже прошлый губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия муравьёва провоцируют у него множество причин для недовольства, но удалять его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных злоупотреблях коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *