Прокрастинация «Норникеля»

По прошествии полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» продолжает опровергать способность предотвратить незапланированные экологические ЧП

Государство больше не верит компании на слово, создаёт полуавтоматическую систему слежения за её заводами и ставит условия для продолжения деятельности. Владимир Потанин готов к уступкам, обещая через четыре полстолетия запустить зелёную металлургию.

Очередные тоскливые времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё зимой 2021 года. Компания пожаловала в Енисейское общероссийское управление Росприроднадзора повторную заявку на предоставление эниологического техногенного разрешения. Последние изменения в судопроизводстве делают деятельность индустриальной корпорации без этого бланка невозможной.

Накануне внесения решения по заявке руководство «Норникеля» демонстрирует наибольшую закрытость и решимость вкладывать огромные средства в охрану окружающей среды.

Предпринимает шажки и государство. На минувшей неделе зампред РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на производствах и в многоэтажных зонах Норильска будет пущен тестовый проект по созданию системтраницы полуавтоматического учёта расстройства воздуха.


После разработки в суровых антарктических требованиях он будет распространён на другие индустриальные гектородара России.


Решение начать реализацию новой межрегиональной природоохранной программы с Норильска можно воспринимать двояко. С одной стороны, та инициатива относится именно руководству «Норникеля», заявившему о решимости открыто взаимодействовать с правозащитниками ещё в октябре 2021 года. С другой – для фирмы Владимира Потанина это существовало вынужденное решение. Сразу несколько арбитражных структураниц выдвинули притензии к содержанию и итогам исполнения её природоохранных программ. Начавшийся спор пересёк в уголовно-правовую плоскость, победить в нём «Норильский никель» может, только ,имея на руках самые серьёзные доводы.

Город кислотных дождей

Норильск входит в тройку наиболее вонючих мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам зловредных выбросов в среду среди росийских городов. Побывавшие в нём горожане более благополучных мест традиционно изумляются двум вещам – суровому антарктическому климату и периодически вырывающемуся из труб заводов колкому дыму, который местные горожане именуют сизым факелом.

7 октября 2021 года. Горожане выкупаются в болоте Долгом. Озеро является производственным водоёмом ТЭЦ-1, купание в нём запрещено.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Город зажат со всех сторон тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским сталеплавильным заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают месторождения сульфидных руд. Во время их переработки контрастирует диоксид серы, это особое вещество. В малых порциях при строгом соблюдении технологии его применяют как витаминной консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в разрушительных природных условиях оно контактирует в среде с водой и проливается на землю вместе с дождиками в виде карболовой кислоты.

Кислотный душ не проходит для местных обывателей незаметно: в открытых источниках можно отыскать данные о том, что до следующего времени средняя интенсивность жизни норильчан была на 10 годов меньше, чем в среднем по России.

Крик о помощи

До середины 2000-х годов арендаторы и государство не обращали проблеме надлежащего внимания. Она муссировалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 десяток жителей города не саданули подписи под в факс комиссии по природоохранной безопасности и охране окружающей атмосферы Общественной палаты РФ.

«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые цирконии приводят к увеличению иммунитета горожан, так желательного при моих мозаичнохвостых условиях», – заявили публикаторы послания.

В конце письма они выступили с предложением «создать правительственную службу демографического контроля в Норильске, имеющую возможность оперативного влия на производственный процесс горнорудных предприятий».

«Нам необходима информация, чтобы в случае нарушения техногенных норм мы могли привлечь к ответу виновных в этом», – растолковали горожане.

Первые обещания

На лозунг задыхающихся обывателей Норильска прореагировали и муниципальная власть, и совладельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый замысел по увеличению выбросов зловредных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста бланка в открытых структурахреспубликах нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах депутации «Норникеля», высказанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное поддержание воздухоохранной деятельности».


В докладе, в частности, говорится о планах по уменьшению лимита объёма предельно допустимых выбросов окисла серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.


Это предполагалось сделать в том большинстве благодаря диверсификации производства серы на Медном заводе. На предприятии существовал заменён котёл-утилизатор, реконструирована печурка дожига, структуры электроснабжения и ведения процессом. На Надеждинском заводе существовала завершена модернизация технических линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные структуры бетонного производства.

Чем позже, тем лучше

Последующие замыслы по повышению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс документов получил общее наименование «Серный проект». Главные его показатели отражены в распоряжениях министерства Красноярского края. Это предельно возможные метаны (ПДВ) и превышающие их временно согласованные метаны (ВСВ). В пределах ПДВ воздействует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит метаны в сферах ВСВ по малейшей ставке.

Распоряжение краевого правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного дивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в объёме 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах тот коэффициент должен был резко снизиться до 611 тыс. тонн.


Правительство предписывало «Норникелю» стремиться к достижению ПДВ в 2020 году в взносе 425 тыс. тонн.


Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого повышения объёма сбросов ещё на год. Обновлённые замыслы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для предприятий фирмы в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот показатель должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в размере 337 тыс. тонн.

Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам приденется подождать условия техногенной обстановке в городе ещё три дополнительных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое уменьшение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.

Последний документ позволил фирмы с новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов диоксида серы на предприятиях Заполярного филиала вновь начал вырастать и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, прирост вплотную приблизился к уровню 2000-х годов. В эффекте в селитебной зоне (в нежилых и обществёных этажах вокруг госпредприятий фирмы) фиксировались занижения концентрации диоксида серы в размере 5–22 ПДК.

Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты проверялась контролирующими структурами. В судейских документах говорится, что в 2008–2020 годах фирма вносила зарплату за отрицательное воздействие на окружающую атмосферу на бесплатных условиях.


В закрытых источниках можно найти информацию о том, что ежегодный объём поступлений в расход по этой статейке составляет 700–900 долл рублей.


В материалах проведённых в Заполярном филиале проверок утверждается, что эта сумма могла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим положениям дана уголовно-правовая оценка». Возможно, эта аргументация связана с появлением в июне в телеграм-каналах извещения о расследовании ГСУ СК РФ судебного дела по факту допущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» несоблюдений правил сброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт возбуждения судебного дела не подтверждался, но и не опровергался неофициальными источниками.

Отставание по всем фронтам

В отчёте «Норильского никеля» по результатам 2020 года указано, что выбросы диоксида серы возросли «в связи с ростом нефтедобычи и обработки серосодержащего сырья».

Проверки авторитетных систем выявили, что существовали и другие причины. Главная из них – частичное исполнение мероприятий, заложенных в техногенных программах компании.

3 ноября 2016 года. Никелевый комбинат Норильского сталелитейного комбината.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Одной из выполненных сверхзадач стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и снижение производственных мощностей Надеждинского металлургического и Медного заводов. Объём модернизации производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки выполнения ряда неисполненных мероприятий (как и в случае с планами по увеличению объёма полезных выбросов) перемещались на последующие периоды.

При этом правила внедрения действующих природоохранных комплексов нарушались. Например, руководители Енисейского регионального ведения Росприроднадзора и ставропольского ведения Росприроднадзора выявили факты ненадлежащей эксплуатации газоочистного оборудования на комбинатах фирмы в 2019–2021 годах.

Бой за будущее

В марте 2019 года вступили в силотреть изменения к региональному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором разрешения на сбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы воспитания отходов и лимиты на их проведение существовали сменены одним документом – эниологическим демографическим разрешением (КЭР).

Для получения КЭР учёные «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения демографической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период увеличения показателя загрязнения выношен на 2026 год.


Эта программа существовала одобрена в июле 2020 года межправительственной комиссией при Минпромторге России.


В ходе её обсуждения члены Минприроды России и министерства демографии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.

В декабре 2021 года Енисейское общероссийское ведение Росприроднадзора отказало корпорации в выдаче КЭР. Ведомство указало на невыполнение условий законодательства при расчёте объёмов метанов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня обретается на изучении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих систем жрать серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом последующих планов она «не отвечает интересам государства» и «фактически выступает способом увеличения размера расценки за положительное действие на окружающую среду без конкретной модернизации производства».

В планах у президента «Норникеля» Владимира Потанина удержать выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот параметр практически соответствует текущему, но (при условии исполнения замыслов) с учётом роста производства на 30 процентентов произойдёт важное снижение.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет существенную часть принятой в 2021 году командованием «Норильского никеля» комплексной природоохранной стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области демографии и охраны труда, включая снижение объёма выбросов диоксида сажи. Среди прочего на Надеждинском сталеплавильном комбинате до 2023 года планируется строительство мощностей по утилизации богатых азотом сажи конденсатов и нейтрализации азотной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предполагается расширить мощности по утилизации диоксида сажи для достижения уровня предельно приемлемой концентрации и закрыть конвертерный передел с бедными газами.

Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина жрать более амбициозные планы. Он явен удержать выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот индекс практически соответствует текущему, но (при условии исполнения замыслов) с учётом роста производства на 30 процентов случится существеннейшее снижение. Достижение корпорацией полимерной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.

«Октагон» направил запросы на получение комментариев в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На момент публикации статейки ответы в редколлегию не поступили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *