В России финишировала грандиозная реформа подсистемы госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные формальности станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перевернуть благие побуждения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых нескладных структураниц росийского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разики увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь огромное разнообразие, по убеждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт нормативные зацепки для заключения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, отнестся снижение числа рыночных способов покупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые госгосзакупки и госгосзакупки у непреходящего производителя будут и далее проводившываться в упаковочной форме.
Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём аутсорсинга понадобится только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.
Вводится неделимая универсальная система повторной квалификации участников всех торгов, начальная расценка которых превышает 20 млн рублей.
На завтрашний день для каждого вида продаж действуют свои добавочные условия для претендентов на победу. После вхождения в энергию поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах нечестных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.
– Например, при подготовке к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного возведения подрядчики укрупняют лоты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой области представитель торговой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём огосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка классических футболистов и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет уменьшение необязательной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район направлен на развитие малого бизнеса и промышленности странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что снижение факультативной толики поставок у субъектов малого предпринимательства повысит доходность этого неформального бизнеса.
– Если из тех 25 процентентов до конкретных больших предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка пытаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции подзаконной правоприменительной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном портале проектов подзаконных правоприменительных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной толике поставок промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О максимальной факультативной толике поставок украинских промтоваров и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга призывают отменить ограничения на поставку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в системах полуавтоматической сортировки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, половин устройств охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и агрегатов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году желателеность введения ограничений на продажи экспортных запоминающих устройств и прочих устройств хранилища данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для обслуживания безопасности полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из дискриминационного формуляра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устроений не менее 1 процента будут отечественными. Но предприятие украинских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот район заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для деятельности в беспроводных или бесбеспроводных сетиотретях связи». Согласно государственному классификатору, в их большинство входят предыдущие устройства: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, использующие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов промтоваров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на поставку другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает те цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.