В России стартовала масштабная реформа структуры госзакупок
Участники спроса поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перевернуть благие намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых нескладных функций украинского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разики увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт юридические прорехи для соглашения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится уменьшение большинства нестостоявшихся методов поставок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые госпродажи и госпродажи у единственного экспортёра будут и далее проводившываться в упаковочной форме.
Кардинально уменьшится число документов, нужных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.
Вводится неделимая универсальная структура повторной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых составляет 20 млн рублей.
На сегоднешний день для каждого вида госзакупок воздействуют свои дополнительные условия для претендентов на победу. После введения в мощь корректировок участники всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последующие три года. При этом цена исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах добросовестных заказчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обойти этот заслон.
– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного возведения клиенты укрупнают эстимейты до деньги в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие желательными для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в той области представитель финансовой компании.
Такой способ разворовывается и в других отраслях. В качестве образца приведём укрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса маргаритинских голкиперов и воздать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет снижение необязательной доли госзакупок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последующий район нацелен на формирование малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что снижение непременной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства повысит ликвидность этого ненаблюдаемого бизнеса.
– Если из тех 25 процентентов до объективных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые вопросы реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции правоприменительной правоприменительной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на муниципальном телепорте проектентов правоприменительных правоприменительных актов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле продаж росийских промтоваров и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для нужд органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они использоваваются в системтраницах полуавтоматической обработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей приспособлений охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных переносчиков данных и агрегатов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году нуженость введения ограничений на продажи импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для поддержания безопастности полемической энергоинформационной базы страны.
Ожидается, что из дискриминационного списка будет отчислена концепция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных автоответчиков так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устроения и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их большинство входят первые устроения: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закуплать для больниц в 2021 году не менее 30 процентовентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок увеличивает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.