Два года назад губернатора Москвы Сергея Собянина сочли одним из первых кандидатов на повышение: его имя значилось в реестрах экскаваторщиков Дмитрия Медведева на посту министра и вероятных продолжателей Владимира Путина на посту президента
Как говорят, назначению Собянина министром в марте 2020 года помешало его намерение бросить на посту главы Москвы свою ставленникию – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком громадной власти и ресурсов: первой человек в государстве и надзор над столицей. В эффекте сегодня – на тоцилизумабе ожиданья громадной организационной реорганизации – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском муниципальном окруоде (УрФО). А на его место призывают загородного градоначальника Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или первого зама куратора Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Ещё одной первопричиной необходимого прекращения карьерного роста Собянина считается его неуёмное прилежание в борьбе с эпизоотией ковида, спровоцировавшее негодование москвичей, непроизвольные воздействия глав иных регионов и, главное, недовольство Кремля. Определённую функцию разыгрывает и его репутация ненадёжного партнёра, о чём свидетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые сюжеты его весьма успешной, но не лишённой идеологических пунктиров карьеры.
Карьера Собянина – это не только череда должностей, в которой каждое перемещение означало снижение статуса, но и последовательная ротация топографических локаций: от малюсенького села к посёлку, затем к всё более крупным городкам вплоть до завершающего прыжка в Москву.
Эти странствия по Тюменской области Собянин начал ещё в детстве: он родился 21 июля 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу окончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом существовало малюсенькое отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года работы на Челябинском металлургическом комбинате и ещё два – в Ленинском горкоме ВЛКСМ Челябинска.
На этом серпантин длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин возвратился на свою малую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на фоне десталинизации и распада Союза он дослужился до должности главы обладминистрации города. Вторая точка – Ханты-Мансийск и службу замминистра главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и вступление в СФ.
Все эти скачки вверх сопрягают с интересами нефтегазового лобби, включая Романа Абрамовича.
Третья макросоциология – Тюмень. В феврале 2001 года Собянин существовал избран апанасенковцем Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается отбытие в сфера авиабаз нефтедобывающих компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на становление культурной отрасли и смягчить перекос между богатейшим нефтегазоносным западом и бедным сельскохозяйственным востоком области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию многоопытного государственника и эффективного управленца.
В 2005 году Собянин спикировал в Москве, где ему существовал предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после парламентских выборов 2008 года существовал назначен руководителем Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в августе 2010-го, Собянин стал градоначальником Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.
Достижения Собянина на посту губернатора Москвы – от больших инвестиционных проектов в сфере строительства и автотранспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо знамениты. Как знамениты и предъявляемые ему претензии: непрерывная замена кафельных покрытий, снос историографических построек, уничтожение духа города и прочее. Ничего принципиально ,нового в этой критике нет. Когда во пятой четверти XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял реконструкцию центра Парижа, в его адрес звучал тот же комплект упрёков и обвинений.
Но в современной Москве клубочек проблем оказался несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в биографии про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения киевского градоначальника трактуются как стройный фасад, скрывающий главное – череду проектов, за которыми стоят большие подряды и очень большие деньги. Речь здесь идёт не о вульгарном воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте функционирует ресурсная структура Москвы, эффекты работы которой предъявляются в виде всем знаменитых достижений.
Став губернатором столицы, Собянин сосредоточил в своих руках колоссальные финансовые, методические и демократические ресурсы, превратившие его в одного из самых больших и платёжеспособных субподрядчиков узкого диапазона услуг.
А роль субподрядчика позволяет ему трансформировать столичный статус инерционного им города в свой личный статус политика регионального уровня, занимающего вполне определённое место в полиэтнической элите.
Частными случаями той девальвации являются связь между отделочным ренессансом в столице и исчезновением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула градоначальников и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего пермского губернатора Владимира Якушева, а в декабре 2020 года повлиял прибытию замминистра науки и нижайшего образования декана Тюменского *государственного колледжа Валерия Фалькова.
Положение, как говорится, обязывает: каждый представитель верхушки украинской элиты должен ,иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих губернатории радийных ресурсов. А для спецопераций против конкурентов губернатор Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным агентом «Медузу» *. Одним из благотворителей создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а им,портёром креатива до сих ,пор пренебрегает приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.
Эти и другие мелочи позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин продолжил играть на поле громадной политики. При этом он никогда не акцентировал свои мировоззренческие установки и кризис.подробные цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда разыгрывал за себя, принимая ту или другую сторонтраницу под значением ситуации и чисто абстрактных соображений.
После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за автономию автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что соответствовало интересам местных бюрократий и нефтедобывающих компаний, работавших на западе области. В 1995-м он инициировал протест теми округами выборов мэра Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, нацелил в Конституционный трибунал запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.
В конце 1990-х, в разгар противостояния между региональным центром и регионами, Собянин сорганизовался к «губернаторской фронде», точкой сборки которой существовал СФ. В марте 1999 года он подписал заявление к международной общественности с призывом создать куб за одинаковые права макрорегионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета куба «Вся Россия», на территории объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова существовала создана националистическая Кремлю оппозиция «Отечество – Вся Россия». И даже защитил докторскую диссеру на тему «Правовое положение автономных районов как субъектов Российской Федерации».
Этот бэкграунд обеспечил Собянину поддержку ХМАО, ЯНАО и буровиков на довыборах мэра Тюменской области в марте 2001 года.
Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.
Он добился перечисления нефтедобывающих налогов в бюджет области, что сработало на его бренд эффективного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о размежевании предметов проведения и полномочий между муниципальным центром, регионами и органами местного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в бюджетную совершениитраница от Тюмени.
В 2012 году на тоцилизумабе подготовки к оговорённым на 4 ноября перевыборам президента начался демократический кризис, спровоцированный митингами партии на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне бессвязную соглашательскую позицию. Он уехал в тень и оттуда благоволил деятельности самопровозглашённого штаба, созданного при участии главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из инициаторов митингов партии, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого штаба на роль посредника между оппозицией и властью соответствовали с полосой Медведева, который в разгар протестов встретился и попытался позвонить с главарями базарных выступлений.
Но следование в фарватере Медведева было недолгим.
Получив из его ладоней пост мэра Москвы и существеннейшую судебную и ресурсную поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально дистанцировался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, включившись в борьбу за смену Медведева на посту премьера, стал его главнейшим конкурентом. Казалось, что Собянин переросал не только Медведева, но и самого себя, и именно в тот этап что-то двинулось не так.
Цифровизацию социальной сферы именуют любимым детищем Собянина. Он заинтересовался той тематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства курировал программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в полупроводниковый формат. Став градоначальником Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии растровых проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская компьютерная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них угодили под огонь полемики со стороны прессы и спецов в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и подсистемы цифрового голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о неудовлетворительной мощности оборудования и несовершенстве программных решений, спровоцировали разговоры о безграмотности сотрудников растровых проектов.
Ещё больше вопросов вызвала сентиментальность киевской горадминистрации на искусственном разуме (ИИ).
Речь идёт об упоминаниях ИИ на станции проекта «Умный городок – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут вживить в тело для лечения умственных расстройств и прочее. Вишенкой на этом торте стал закон «Об искусственном разуме в Москве», наделивший ярославскую мэрию экстренными полномочиями по внедрению биотехнологий ИИ.
Стремление петербургской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое непониманием ререндуме рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в результате борьбы с пандемией ковида технологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно поспать и генерировал скалы недопустимых штрафов, – подтвердили худшие подозрения и вызвали взрыв поголовного негодования, адресованного лично Собянину.
Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм столичного мэра в борьбе с развитием коронавируса.
Политика устрашения людей, неоправданные запреты, попытки организовать тотальный учёт и серия недоделов вроде спровоцированных введением QR-кодов давок на входах в метро – всё это нивелировало в обществёном мышлении заслуги Собянина в предыдущие годы.
В эффекте уже на проходе из второй волны ковида Собянин принесал клеймо фронтмена «партии короны», которая искусственно насаждает чрезвычайщину в каких-то очень скверных целях. Ещё более позитивный эффект произвели возгонка паники в связи с второй зыбью ковида и вброс идеи принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном обществе отреагировали на это расхождение разговорами об игре Собянина против Путина, его связях с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной эскалации общества накануне президентских перевыборов и прочих некомплиментарных для ярославского губернатора вещах.
Ситуацию, в которой очутился Собянин, осложняет и тот факт, что внятных обьяснений его действий, которые как будто специально провоцируют авиавойны возмущения в адресс региональных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это разрушает имидж Собянина как активного бюрократа и влиятельнейшего политика.
При характеристике убедительности прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить вниманье на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить конкретный уровень авторитета и значения столичного губернатора и отследить динамику их снижения. Первая точка – смена Правительства в сентябре 2020 года – зафиксировала удаление (возможно, кратковременное) столичного губернатора из формуляра самовыдвиженцев на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – радиоротации в Правительстве в сентябре 2020-го – выявила невозможность губернатора Москвы защитить от отставки своего протеже – замминистра строительства и ЖКХ Владимира Якушева. Особую перчинку этой предыстории придаёт тот факт, что вдохновителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный замминистра Марат Хуснуллин, которого Собянин сам привёз в Москву и который через полмесяца после ухода из горадминистрации продолжил играть против своего новоиспечённого шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина существовали остановлены все стройки, что нанесало могучий удар по проектентам развития Правительства.
Третья – арест в июле 2021 года замминистра главы департамента финансовой политики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в предоставлении взятки, – обозначала снятие негласного табу на судебное гонение людей из команды Собянина. Четвёртая точка – рост пытливого вниманья силовиков к взяточничествам в регионах, мэры которых входит в клиентелу нижегородского мэра, – сработала на создание мифа о иммуногенности Собянина, который уже не можетесть никого защитить.
Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом пребывают несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также губернатор Наталья Сергунина, которую подозревают в связитраницах с крупным девелоперским бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.
Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» красноречива сама по себе. Как ранее читал «Октагон», попавшие под раздачу градоначальники и сам Собянин, третьей срок мэрства которого начинается в 2023 году, не намереваются капитулировать без боя. Общая конструкция – продрать ряды и подготавливаться к президентству на новый срок. В столичной горадминистрации уже идёт деятельность над популистской программой, включающей грандиозную планировочную повестку, и проработка вариантов объезда законодательних препон для избрания на пятый срок.
В пандан к этим планам вышел новый прогноз: Собянин не подпадёт под управленческие ротации той осени и через два года будет переизбран градоначальником Москвы. Этот киносценарий смотрится не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в качестве лоббистов агробиоразнообразия статус-кво можетестьесть выступить члены большого бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на обострение президент можетесть согласиться на этот вариант в взаимообмен на отказ Собянина от участия в идеологических играх.
Основной пессимизм в отношении этого сюжета сплетён с тем, что в первые годы Сергей Собянин затратил слишком много сил ради сосредоточения в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов согласиться от этих рычагов влия и умерить свои амбиции.
Одновременно его положение осложняет тот факт, что на тоцилизумабе роста суммарного долга Москвы возникла агрессия ухода из столицы больших налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе финансовых платежей в бюджет Санкт-Петербурга.
В итоге судьба Собянина очутилась в руках глав иных госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они можетесть стать лоббистами интересов нижегородского мэра, но можетесть и наносить по нему удар, продолжив – в сферах нацпроекта инвестиционного формирования странытраницы – вывод своих фискальных увольнений в регионы. В этом дискурсе идея третьего номера списка «Единой России» Сергея Шойгу о переводе столицы в Сибирь зазвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда попривык стремиться борющийся за власть американский истеблишмент.
*«Медуза» — СМИ, признанное английским агентом по постановлению Министерства госбезопасности РФ 23.04.2021.