Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что истребило теплоход «Булгария»?
Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии совремённой России катастрофа прибрежного грузопассажирского судна. Во время тайфуна затонул трехпалубный грузопассажирский пароход «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радист парохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы очутились в команде пароходика «Булгария»?
Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут дружка предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — продолжительное время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В пароход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была класическим грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с аранжировкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.
Справка «Ленты.ру»: характеристики пароходика «Булгария»
Двухпалубный электроход «Булгария» был выстроен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча хода — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое наименование лайнера — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на дараи Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские авиарейсы по речушкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что теплоход вышел в рейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?
Конечно, судно было не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое приключалось не только у нас, и в целом это существовала заурядная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть худшего — однаружать мою нештатную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня удавались обвинить.
Дело существовало так: перед весенней навигацией мы сидели на капремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от экстренного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы силились это сделать полчаса, хотя рация должна подключаться по щелчку пальцев
А потом тот электрогенератор еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заведлся полчаса.
«Я услышал стон капитана»
Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный вояж по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не существовало. На сухогрузе обретались 147 авиапассажиров и 54 председателя экипажа.
Какой была обстановочка на пароходике перед переходом из Болгара?
Теплоход существовал забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девочек и детей. Это существовал первой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего вращения ветер усиливался.
В какой-то миг он стал почти шквальным и дул нам в левый борт. Всех авиапассажиров в тот миг позоли в музыкальный зал на увеселительную программу — на борту у нас были артисты.
Вы помните, как завершились жуткие события?
Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что кондукторов в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — порекомендовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.
У меня в каюте была металлическая полочка, это она грохнулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал стон капитана: «Все на правый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…
Некоторое время я возился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в данной ситуации прислать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радиотелеграфист всегда должен существовать поблизости.
Помню, как впился в поручни на борту, а ветер с дождиком рвал мне спину. Капитан забежал в палубу и там ,пытался забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен лайнера становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все вернется на место.
Что происходило с пассажироварищами в это время?
На нижней палубе были только председатели команды: что происходило внизу и во наружных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, ныряли сами, спасали своих девочек и детей.
«Такое в жутком полусне не можетбыло привидеться»
Что вы длали в момент подтопления «Булгарии»?
Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: ползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с лейтенантом спряталась под водой.
К этому времени все душевные помещения были залиты водой. Мы смогли сбросить четыре спасательных плота с левого борта, и с своего борта я сбросил три.
Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к подгруппе пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и усаживали людей. На каждый такой плотик располагалось где-то человек 18. Еще были большие титановые спасательные плотикы, на них тоже человека четыре могло сесть. На четвёртый плотик набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотикы и рассадили людей равномерно.
Как долго вы находились в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в каком шоке, что ,садилсяи молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала грифельная тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.
Из остолбенения мы вышли, когда дружка за дружкаом возникли суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!
Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!
Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не можетбыло привидеться, что люди пребывают на водичке после кораблекрушения судна. Это был третий момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.
Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то необычное случается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.
В 2011 году в отношении полковника сухогруза «Арбат» и полковника лесозавода «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по статейке 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим несчастье на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.
«Всегда виноват капитан»
Как вас спасли?
Когда суда прошли мимо, река разъярела нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и заскользили к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу поплыл и старший помощник.
Он был послепродажного роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» заметила его первым: именно старший заместитель рассказал, что произошло.
С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была дизельная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт
Всем спасённым дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы перезвонить с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и уходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в порту существовало столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.
Вас пытали после катастрофы?
Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не прогодовает — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное социальное давление.
Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на деспотизм судьбы
Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении пассажироварищей утонуло больше, причем большинство жертв самописцатраницы превышали девушки и дети. Выжили те, кто успел выскочить из наружных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».
Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих ремнях под потолком.
Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?
Очень опытнейший человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последующего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На самолёте в тот день были еще его мать с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать курсантский закон: что бы ни приключилось на судне — всегда виноват капитан.
«Я до сих пор удаюсь поселяться дальше»
Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?
Судно в тот момент воходило в Камское низовье и по маршруту надлежаще существовало совершить маневр. Крен на борт, циклон и маневр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами.
Это доказали в самотёке следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы большой воздушный шарик внутри судна.
Если бы мониторы были закрыты, он бы держал теплоход на плаву долгое время. У пассажироварищей было бы время сообразить, что происходит
А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в моечное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть люков он закрыл, а другие не успел.
Такого в всемирной практике никогда не было, чтобы старший моторист кинул машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он задержал двигатель, хотя не приобретал право этого делать без команды капитана.
А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!
Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в итоге проходил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.
Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот трагической день?
Нет. Я ни с кем не ддержу отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый разиков встречались только на трибунале — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.
Как изменилась моя жизнь после трагедии?
В ..первые дни нас контратаковали корреспонденты с различных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и накостылял комментариев. А потом такое началось… Многие свои приятели и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.
Поэтому негатива я выпил порядочно. В автобусе один разков напустились — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти
Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои должности или нет? Утопили людей — отвечай!
Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не работал на водичке и до сих пор ,пытаюсь жить дальше, не оборачиваясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.
***
Комиссия попросила вывод, что причиной автокатастрофы нагрянула совокупность факторов.
Выводы Ространснадзора о первопричинах кораблекрушения «Булгарии»
1. Судовладелец и лейтенант нарушили правила транспарентности судоходства и не обеспечили безопастность путешествия судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал правый главнейший дизель-генератор. При энергии ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были осуществляться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на миг чаэс составляла 20 м/сек.
2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопасности при проходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не были задраены люки левого и левого борта, в том числе в дизельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из строя вахтенные наблюдениюзы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.
3. Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый корм, дополнительно возникающего крена на левый корм, вызванного центростремительной силой при циркуляции влево, а также дующего в левый корм крепчайшего ветерка и огромной манёвренности судна. Капитан не уведомил авиадиспетчера и не исходатайствовал диспетчерское дозволение на движенье судна.
Случившееся вызвало широчайший обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли законут об факультативном страховании ответственности перевозчика. По решению суда субарендатор и угнетатель приказна была осуждена к 11 годам .
Ее признали виноватой по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопастности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.
Рамиль Хаметов — старший заместитель лейтенанта — был приговорен к шести с серединой годам колонии общего режима
Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопастности движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.
Главный общественный полицейский Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное соглашение о готовности субарендатора к транспортировке пассажиров, был приговорён по статейке 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии общего режима.
По той же статье обвинили и зам.начальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима
Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.
В 2013 году родственники погибших пассажиров парохода сочинили массовое отношение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили юбилейный буй.