Зеленый свет

Какие секреты бизнеса стремится не афишировать владелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – владелец коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах пользования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых смекалистых и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девушка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на десятом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по характеристике агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации выросла за год до 201 доллийскиёв рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» работает под брендом Mere. В мире числится более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торгаши терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как владелец самых крупных половин в уставных активах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» закупала в розницу преимущественно продукцию хабаровского комбината «Пикра», который длал ликёры для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть крошечные доли в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и другими спиртными напитками, оброс 12 краевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие потребители стали замещать наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» продержался до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали возводить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную глобализацию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На ..первый взляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в иных подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, контейнерах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — гранитная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции показаны одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который адаптировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью универмагов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство промтовара оставляет хотеть лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет бодрый смысл жизни, там нет промтоваров «органик», в товарах традиционно много консервантов, окситоцины и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком сертификации в Walmart покупают по залежалым ценам. Как печатала пресса еще в 2015 году, госзакупкой продуктов с истекающим сроком сертификации.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень принципиальности собственников «Светофора» мы мерять не станем, заметим только, что натуральное дробление оразмере.подробного бизнеса на малые госпредприятия с целью финансовой оптимизации не способствует восполнению казны, и уж никак не обусловливает о высокой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного захолустного ритейлера, покорившего страну: кемеровской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонамтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь смогут питаться добротными и дешёвыми продуктами, предприниматели продолжат честно пополнять казну, и помрём мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из перечня Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *