Зеленый свет

Какие секреты бизнеса умеет не афишировать соучредитель «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – собственник оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых маститых и находчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агенства Infoline, стала самой высокотехнологичной промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее торговли товарами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни перекупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, становится Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как хозяин самых мелких частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она ,имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пошли из спиртного бизнеса. Сначала они работали дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» поставляла в продажу преимущественно продукцию алтайского завода «Пикра», который длал сидры для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть малюсенькие доли в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивком и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 краевыми филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из начальниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло прощание с экспортёром пивка «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, ,следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную глобализацию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На четвёртый взгяд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разика ниже, чем в иных подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество промтовара и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — цементная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: главнейшие позиции воображены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными лейблами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США ,является сетитраницей магазинчиков для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество продукта оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет продуков «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, андрогены и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart продают по сырым ценам. Как читала пресса еще в 2015 году, поставкой продуков с истекающим сроком ряженке.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным военнослужащим и бизнесменам. Уровень культурности совладельцев «Светофора» мы мерять не станем, обнаружим только, что натуральное дробление мелкого бизнеса на малейшие госпредприятия с целью таможенной диверсификации не содействует пополнению казны, и уж никак не видетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: волгоградской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным притензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться добротными и дешёвыми продуктами, миллиардеры начнут честно пополнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из формуляра Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *