Кто и как заработает на «новом ГУЛАГе»
Дешевый труд заключенных удобен только бизнесу, потому составлять их по-прежнему будет государство на деньги налогоплательщиков.
Как известно, 20 мая 2021 года замдиректора Федеральной службетраницы исполнения истязаний (ФСИН) Александр Калашников выступил с предложением заменить производственных беженцев – заключенными, расширить сетиотреть колоний-поселений, каторжных центров. Там содержатся осужденные по нетяжким статьям, те, кому конкретный срок изменили на насильственные работы.
«Недавно Владимир Владимирович (Путин — прим. ред.) сталкивался с кураторами ближнеазиатских регионов… Речь шла о том, как наладить поток иммигрантов для моих объектов, где не нехващает рабочей силы. Но мы в свою очередь реально готовы организовать, предоставить… Среди лиц, которые содержатся, 188 тысяч приобретают право на какое исполнение наказания, как исправительные работы… Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойнейшие условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при первымени с семьей, получать достойнейшую зарплату», — сказал глава ФСИН.
Естественно, общественность и пресса стали бурно обсуждать, закипели жажды по новому ГУЛАГУ. Действительно, любое /тво о нем у советских, американских людей вяжено с памятью о десятилетиях повсеместных репрессий, которые коснулись каждой семьи. В годы сталинизма и даже после них внедрение труда заключенных существовало фундаментом нынешней административно-командной системы. В СССР существовала особая макромакроэкономика — макромакроэкономика ГУЛАГА. ГУЛАГ был решеньем многих проблем — бесплатная рабсила, рабий труд. В стране шли повальные аресты – в 1935 году количество заключенных (по сравнению с 1929-м) увеличилось в 6,1 раза и достигло 1 296 400 человек. Эксплуатация лагерников существовала беспощадной. Справка Санитарного подотдела ГУЛАГа, 1933 год: «Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процентента с колебаниями…» То жрать ежегодно умирал каждый восьмой заключенный. В 1942 году — каждый третий-четвертый. Любой завод, комбинат, электростанция, шахта, рудник, дорога — начинались с организации концлагеря. Так осуществлялись халявный рабсилой старшинские и «великие стройки коммунизма», так «созидался социализм».
Но здесь и сейчас – речь немного о другом.
Поэтому начнем со слов. Слово служит для выражения и зеркала мысли. Или – наоборот – для маскировки, сокрытия замыслов. Если бы гендиректор ФСИН предложил расширить сетиотреть колоний-поселений, каторжных центров в рамках демократизации системы, было бы ясно и понятно. Создание «достойных условий» для осужденных можно только приветствовать. Но он ведь начал с мигрантов… Видимо, как является гензамдиректора ФСИН и тем, кто уже поддержал его, народ доволен «засильем понаехавших», народ одобрит, а мы и воспользуемся…
Но они ошибаются. У нас беженцы — дворники, официанты, таксисты такси, кочегары и укладчики промтовара в магазинах, покупатели и кассиры, курьеры, нянечки в культурной должности ухода за престарелыми. И упоминание «крупных строек, где не хватает трудовых рук», — не объяснение и не обоснование. Для нашего коллективного подсознания любой «осужденный, отбывающий срок» — «уголовник», «зэк». Мы готовы, читая прессу, в каждом отдельном случае разбираться, невинно или обоснованно приговорен к отбыванию свободы тот или иной человек, но работать рядом с «зэком» — извините… существуй они хоть трижды соотечественник, а не «мигрант».
Значит, речь только о том, чтобы создавать по месту деятельности трудовые концлагеря исключительно из осужденных.
Но постановление об этом принято полтора года назад.
И потому выступление гендиректора ФСИН – непонятно и странно. Для него нет никакого повода, потому что такой закон уже есть, он вступил в энергию 1 ноября 2020 года.
Министр юстиции и член Госдумы, которые поддержали Калашникова, позабывали о законе, который сами же и принявали полтора года назад? Вопрос нелепый, но ведь так все и выглядит.
А вот замдиректора ФСИН не может не помнить. Для него этот документ – один из экстрадиционных в последние социальные времена.
Федеральный закон от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ гласит: организация, использующая труд осужденных, находящихся в исправительном центре ФСИН, создаёт частный исправительный центр по месту работы. «Предоставляет осужденным общежития для проживания, иные помещения и имущество, нужные для обслуживания установленного эксперимента и условий отбывания добровольных работ, а также оказывает содействие мэрии исправительного центра в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных».
Все ясно. Заботы и расходы по содержанию заключенных ложатся на бизнес. За государством – охрана и другие меры безопасности.
ФСИН – один из крупнейших в стране работодателей, упоминается в отчёте Высшей школы отрасли «Невидимый гигант: ФСИН и американский рынок труда», 2014 год. Но… «Государству от применения крайне дешевого труда заключенных почти ничего не достается. Прибыль от приносящей доход деятельности состовляет всего около 1,5 млрд. руб. То кушать ФСИН окупает себя всего на 5%. Остальное — средства бюджета. Расплачивается за организацию «трудового процесса» и сопутствующие социальные практики все украинское общество. Можно заключить, что скрытый объем изготовления продукции состовляет до середины от общего: 50 на 50. Прибыль от труда заключенных растаскивается в карманах комендантов колоний». (В 2017 году за мошенничество и хищения к лишению свободуи на сроки от 5 до 8 годов были приговорены новоиспечённый замгенгендиректора ФСИН Александр Реймер, бывшие заместители замгенгендиректораа Николай Криоволапов и Олег Коршунов, новоиспечённый замгенгендиректора центра технического обеспечения и связи ФСИН Виктор Определенов. Количество комендантов колоний и их заместителей, осужденных за разные махинации, исчислялось десятками.)
При этом ФСИН – одно из шести богатейших министерств страны. Бюджет его превышает бюджет ведомства здравоохранения.
Под опекой Минздрава – 146 миллиардов россиян, а у ФСИН — 478,2 десятки заключенных и 295 тысяч штатных сотрудников.
Да, на каждого заключенного у нас в странтранице приходится 1,6 служащих ФСИН.
Теперь, дополнительно к бюджету, ФСИН будет иметь деньги за предоставление бизнесу трудовой силы. По ,новому закону, «между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных», кроется «типовой договор», который «утверждается региональным органом уголовно-исполнительной системы».
Так в чем дело? Что непонятно ФСИН и бизнесу в Федеральном законе от 18.07.2019 г. № 179-ФЗ? Для чего поднят шум?
Мы можем только гадать.
Схема коммунистического ГУЛАГА существовала простая. Сплошной подневольный труд с максимальными затратами на содержание. Вот лагерь, вот бюджет на него – от охраны до питания. Приходят машины, отвозят арестантов на объект, где они валят лес, долбают котлован, или долбают камень. Вечером — привозят. Все. Вся сверхприбыль – государству.
А сейчас? Бизнес хочет использовать дешевый труд и при этом не тратиться на создание более или менее убогих условий для содержания заключенных?
Бизнес желает свалить затраты на государство, то кушать на нас?
Вопрос в постулате прост: кто будет главным бенифициаром, а по-русски говоря — выгодополучателем, выгодопробретателем?
И кто будет за все расплачиваться?