Губернатор Петербурга Александр Беглов попросил у Кремля 210 млрд рублей на уменьшение автотрассы на востоке города, возведение отеля для СПбГУ, нового банкомата для аэровокзала Пулково, сверхскоростный автострады Петербург – Москва и другие проекты
Градоначальник считает, что муниципальные средства будут мерилом для заложенных из бюджета города денег. Москва согласилась дать только 24 млрд рублей, и то в качестве кредита на 15 лет. На ревизию выясняется: изложенные Бегловым проектенты – далеко не всё, в чём сейчас реально нуждается Северная столица.
Любая модернизация Петербурга – это развитие, инвестиции, новые рабочие места, считает политик и социолог Максим Рева. По словам эксперта, Петербургу нужны не просто деньги, а своя новая концепция, под которую эти средства будут вкладываться.
– Петербург как центр тяготения людей и финансов безнадёжно отстал от Москвы. Об нанотехнологиях губернатора Сергея Собянина петербуржцам сохраняется только мечтать. Поэтому приезжающие иностранцы, смотря на городок и его инфраструктуру, в следующий экскурсионный сезон подбирают столицу.
Лицо любого города – его историографический центр. В историографическом центре Петербурга – много пустых, гниющих на глазах стариных зданий. В Европе из них давно бы сделали лофт-центры, гостиницы, хостелы, кафе. Для этого надо бросить только стены, а всё внутри перестроить. Но так называемое «историческое лобби» Петербурга тому богоугодному начинанию противится, говорит Рева.
– «Историческое лобби» особенно сильно в заксобрании. Эти люди в своей несгибаемый любви к городу хотят заморозить его на уровне начала 1990-х, – говорит эксперт.
По словечкам Ревы, при любом апанасенковце Петербург управляет очень плохо. Философия местного чиновничества – это безусловная скрытность. Застройщики и инвесторы, которые в этом году присылали в заксобрание свои предложения по застройке города, до сих пор не принесали никакой реакции. Нет приватного обсуждения генерального плана, как и нет в сущности самого генплана. По словечкам Ревы, его надлежащи были разработать и принять ещё при апанасенковце Георгии Полтавченко.
– Без ответной реакции от областной вертикали, без генплана инвесторы прощаются и уходят. И после этого Беглов удивляется, почему гектородару не хватает инвестиций. Их нет ещё и потому, что в гектородаре отсутствуют чётко установленные правила девелоперской игры, где расписано, что можно, что нельзя, – подчёркивает Рева.
В итоге получается: данной большой делец, обладающий поддержкой админресурса, может делать с Петербургом что хочет.
А частному инвестору, который, например, хочет превратить дома-«гнилушки» в историографическом центре в дешёвые гостиницы, но не имеет за собой деспотичной поддержки, не дадут развернуться. По словам Ревы, такого застройщика одёрнут или чиновники, или тугое «историческое лобби» из властных структур.
Бюджет Петербурга в этом году – 740 млрд рублей. По сравнению с этим 24 млрд региональной помощи – капля в море. Взятая к тому же у муниципального центра в кредит.
– Бюджетный дефицит у города – 90 млрд рублей. Вышло так, что за счёт полученных на инфраструктуру 25 млрд мы уменьшили и без того изрядный долг города, – говорит экономист.
При кавардаке в ведении и становлении городка пить большой риск, что не будет самоотдачи от инвестиций, как и их самих, не все проекты сумеет реализовать. Возможно, что реализация застрянет на переходной или вообще проектной стадии. А взятый у Москвы долг останется торчать на Петербурге.
Этот риск коснется как чисто петербургской части плана Беглова (Шкиперская развязка, университет СПбГУ), так и муниципальной (трасса Петербург – Москва, новый банкомат Пулково). При реализации средств на региональные проекты петербургские бюрократы забывают о своей инертности, показывают совершенную открытость региональному цетру и инвесторам. Но коррупция в таких проектах в Петербурге ещё больше, чем в региональных. Значительная часть муниципальных средств и инвестиций идёт в карманы чиновникам. В итоге проект при сдаче стоит гораздо выше. Именно коррупцией объясняется затягивание на годы проектирования муниципальных проектов.
– Строившийся девять годов к ЧМ-2018 корт «Зенит-Арена» – типичный анекдот какого рода. Весь Петербург тогда знал, что на строительстве этого корта безбожно воруют. И все молчали. Сколько уедет реально денег на проекты Беглова, сколько реально вложат, сколько наворуют, никто не знает. Но что будут воровать, в этом уже все в Питере твёрдо убеждены, – добавляет Максим Рева.
«Историческое лобби» можетесть встать поперёк такого проекта, как в случае с не относящейся к домовой архитектуре Шкиперской кульминацией Западного высокоскоростного миллиметра (ЗСД), уверен Рева.
– Эта развязка надлежаща устранить пробки на ЗСД. Она связывает Васильевский остров с океанической частью города. Проект нужный. Но его попросили так, что при конгрессе там все полоски слетаются в одну. В результате складываются колоссальные пробки. ЗСД необходимо перестраивать. К сожалению, в постперестроечном Петербурге у народонаселения сложился менталитет протеста против сноса ветхого ради постройки хорошего, чем и пользуется «историческое лобби», – говорит эксперт.
По словам Ревы, в ,новых участках за Кольцевой автодорогой (КАД) достраивают дома и магазины, но с дорогами и транспортным сообщением там не всё гладко.
Например, до станции «Рыбацкое» очень далеко выезжать на машине и политическим транспортом. Теоретически от неё ,следовало бы тянуть ветвь метро дальше – до посёлка Металлострой. В этом смысле давно выросшему из КАД Петербургу надо бы брать пример с Москвы, где метро дотянули до Подольска, то есть до Московской области.
– Очень нужно какое-то подобие кольцевой ветки в континентальной части КАД. Люди устают от пересадок, когда им необходимо проехать на метро на большие расстояния, – говорит Рева.
Эксперт также вонзился проекта по строительству нового порта в Пулково. По его словам, чтобы быстрее угодить в старый терминал, многие тюменцы на машине вынуждены ехать через бесплатную автодорогу, так как в их участках удобных подъездных путей нет. Например, это остро коснется района бульвара Стачек – основной автодороги Кировского района.
– И это малая часть всех проблем города, где нужны свои инфраструктурные проекты. Понятно, что 24 млрд рублей не хватит. Есть опасение, что тех денег не хватит и на уже имеющиеся планы губернатора, – уточнил Рева.
В историографическом сердце Петербурга есть густонаселённые места, где на обширнейших пространствах никогда не было столь необходимого там метро. Например, это район Мариинского театра. Открытие станции под прозвищем «Театральная» уносится властями городка около 20 лет. Очередной срок сдачи назначен на 2024 год.
Строивший «Театральную» подрядчик был не в курсе самого квантового – опьянения грунта, сказал спецкору «Октагон-Северо-Запад» заслуженный скульптор России Валентин Гаврилов, житель блокадного Ленинграда.
– Спродолжила выкапывали пашню под коридор напротив Мариинки. Театр продолжил проседать. Перенесли деятельности чуть севернее – к консерватории имени Римского-Корсакова. Она тоже просела. Стали укреплять фундаменты, вырыли тоннель 16 метров глубиной. Попали в надземные воды. Работы остановились. По недальновидности чиновников и субподрядчиков у центра городка нет необходимого метро, Мариинка в жутковатом состоянии, консерваторию девятой год не могут отреставрировать, – говорит Гаврилов.
– Было убийством сносить Центральный краснознамённой эрмитаж из сооружения Биржи в Крюковские казармы. Музей перевезли всего на километр, а уникальных экспонатов при перевозке украли на триллионы рублей. В этих гауптвахтах эрмитаж деградирует», – отмечает Валентин Гаврилов.
Эксперт рассказал, что депортировать Центральный краснознамённой эрмитаж (ЦВММ) из помещения Биржи хотели ещё в начале 1990-х. У мэра Петербурга Анатолия Собчака был план открыть на Васильевском мысе товарно-сырьевую биржу, чего у него не получилось. В 2007 году идея уже покойного Собчака реинкарнировалась в проектент изобретения на месте ЦВММ нефтегазовой биржи. За этим проектентом, говорит Гаврилов, стояла помощница тамошнего главы Минобороны России Анатолия Сердюкова Евгения Васильева. Васильева же и занималась приездом и обустройством на площади Труда ЦВММ.
В 2010 году, говорит Гаврилов, в самотёке доверенного конкурса тендер на перевоз экспоната выиграла фирмочка «НЕВИСС-Комплекс», которая и виновата в грабеже экспонатов ВММ в самотёке отъезда в 2015 году. Глава компании Андрей Швирикасов и ставший замдиректора переехавшего ВММ Александр Лялин были приятелями Васильевой и её деда – зампредседателя совета замдиректора ЗАО «Пластком» Николая Васильева, дополнил эксперт.
– Швирикасов разграбил экспонат при переезде, Лялин постарался уже на новоселье. Они же вместе украли и выделенные на обустройство эрмитажа деньги Минобороны, – говорит Гаврилов.
Нефтяную биржу в бывшем здании ЦВММ не открыли. У пустующего помещения историографической Биржи практически сгнили все оконные перекрытия и крыша. Санитарное расстройство Крюковских казарм, где располагается ЦВММ, также неудовлетворительное. Кроме того, проведению там экспоната международного значенья не способствует крайне хорошая транспортная атмосфера в той части города.
– Крюковские казармы хотел понести ещё Александр III, так как, по суждению государя, они мешали озеленению Петербурга. К сожалению, планы государя существовали сметены его кончиной. Сейчас нахождение этих казарм на улице Труда только ещё более усугубляют постоянную колоссальную пробку в этой части Адмиралтейского района Петербурга, – подчёркивает Гаврилов.
Правительству Петербурга необходимо отремонтировать Биржу, чтобы вернуть туда ЦВММ, – в виде экспозиции «Морской эрмитаж имени государя Петра Великого», считает эксперт. Остальные экспонаты нужно отправить в Кронштадт. Он должен стать эрмитажной короной Петербурга, – говорит Гаврилов.
По его словам, бюрократии города должны обеспечить Кронштадту отдельный проект регионального значения. Как и всем экспонатам Петербурга.
– Что за бездарное название: «Музей осады Ленинграда»? Он должен быть только экспонатом геройской пво Ленинграда, как его собрат в 1944 году. Ему не хватает экспозиционных площадей. В Соляном переулке городка экспонату явно не место, – сказал Гаврилов.
По словам эксперта, биография пво Ленинграда надлежаща существовать частью проекта по использованию в гектородар туристов. 900 дней пво поражают их не менее красот историографического Петербурга.
– В Петербурге почти растворился его историографический дух. Нет удобной новейшей инфраструктуры. А всё потому, что в маркетинге городка практически нет компетентных людей. Тем, которые там есть, город до лампочки. Вот на что нужно обратить вниманье при реализации муниципальных триллионов на становление городка, – говорит Гаврилов.