Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специальных условиях. Не без содействия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали височной болью бюрократий города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного девелоперского проектента по намыву дараей на северной трети Васильевского острова (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и сооружение «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк провозгласил аукцион, назначив начальную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 апреля 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным первопричинам за день до завершения приема заявок аукцион бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром обстоятельств продажи актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, намеренного уплатить сумму малейшую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обыкновенным совпадением. Отметим, внезапная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих увеличений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на ээтот фон седьмой председатель бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в феврале беседу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из мощнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот фон «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как представитель компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии поручения на новую должность. По большей части это умело бывать сделано в интересах группировки коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (подрядчик саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром деятельности ГК First Quantum зовлся олигарх и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице застройщиков еще тогда возникала информация, что интересантом сделки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл дезинтегрировать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх злоупотреблял презрением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, моделировавших олигарха в тот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит мужа губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода получили стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно долгосрочной вноте мультимиллионера с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен нелепой компании из греческого офшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания обговорила глобальный строительный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением ряда противоракетного заёмщика не существовало и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры дали в свое владение малейшую территорию и способность заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала крупным поставщиком монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер дали способность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница указания инвестпартнерства и текста мысковской недвижимости в приватную на длительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где филантропы поруководили на выгодных для себя условиях при отдельной благосклонности со сторонтраницы властей города, расширяя возможности инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проектенте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому имелся получен финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его депозитное сопровождение и выставление препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал сертификат оборонного лизингового проекта со всеми предлагаемыми перками в виде льгот на предоставление земель и право их выкупа, неуплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение внешнеторгового подписания и проектирование тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало очевидным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал поручительства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко придавался заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектной наладки эскалатора и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали израсходованы на авансирование мепдиакорпорации очистного щита у французской фирмы Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования оказывалась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме мепдиакорпорации от щита представлено не было. По документам было оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Саумело же Соколова по итогу тогдашний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить эскалатор без скандалов и проблематик с завышением проектной оплаты объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный памятник эстетики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к субъекту, декларировав о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает субъект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и быстрое согласование акционерного соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели историософское помещение недавних гауптвахт лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в приватизацию без конкурса и партнёров для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт существовало принято областным государством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических гауптвахт без конкурса частному застройщику впоследствии представлялась предметом верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности возникли из-за интенсивного процесса сменяемости собственника и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы приносить рентабельность Петербургу в случае проведения законного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же обелиск эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая оплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает трактоваться в деревенских проектах. Одним из таких объектов представляется трасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – крупный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен вноты Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства представляется компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры депозита ВТБ.

Статус оборонного кредитного партнера городка ВТБ получил в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал милость со стороны строительныетраницы и соответствие подзаконных архивов по проекту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар уплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь идет о уплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой подрядчика и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование уплат приведало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что подрядчика и так истрачивает деньги, а гектородар ничего не надлежащ компенсировать. В мэрии это разъясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые подрядчик выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство подарило АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций концессионеру под партспиcки города. В сентябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после посещения линии компания запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту открытие АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проводит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о стоимости компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору промышленника для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году насчитывался вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане уплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автотрассы на полноприводном автомобиле при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность частичного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург представляет собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных водоей намыва на Васильевском островке двадцатки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в автотранспортном блоке, раскинув на должности в разнообразнейших сферах управленцев, ближайших ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марэта 2021 года он был перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского кредита под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение представляется кредитной тайной, депутаты не слышат трат, а городок просто координирует поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых группировок ставит под угрозу и скомпрометирует брокерскую значимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски семейного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет экономить миллиарды, не местечковым ему людям, они всегда будут приподниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не можетесть управиться с Соколовым даже прежний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *